Безвозмездная приватизация земельного участка

Содержание

Как приватизировать земельный участок

Безвозмездная приватизация земельного участка

Приватизация земельных участков — это передача земли из государственной или муниципальной собственности в частные руки.

Российское законодательство предполагает, что участок, на котором расположено здание, принадлежащее гражданину, должен быть арендован или приватизирован. Не стоит путать приватизацию и приобретение в собственность — приватизация касается только участков, на которых вы уже проживаете долгое время.

В СССР земля была в собственности государства. Земля в частной собственности тогда вообще не предполагалась, а граждане пользовались своими земельными участками на правах бессрочной аренды. С распадом СССР россияне получили возможность сделать эти участки своей собственностью. Однако даже сейчас, спустя почти 30 лет, примерно пятая часть земельных участков не приватизирована.

С 2006 года приватизация земельного участка и дома, на нем стоящего, проходит отдельно. Если приватизирован только дом, владельца недвижимости могут оштрафовать.

Право на бесплатную приватизацию предоставляется только один раз. Второй и последующие случаи приватизации будут платными.

На бесплатную приватизацию земельного участка вы можете рассчитывать в следующих случаях:

Если вы — владелец дома или подсобного хозяйства, возведенного до введения в действие Земельного Кодекса в 2001 году. Эта категория охватывает все неприватизированные с советских времен участки, которыми сейчас пользуются люди.

Если вы — владелец участка, переданного вам для постройки дома в аренду или безвозмездное пользование. Участки на этих основаниях предоставляют многодетным семьям и военным.

Участок должен быть передан не более, чем на 6 лет и спустя 5 лет после передачи его в аренду его можно приватизировать.

При этом на участке кроме индивидуального жилого дома могут быть возведены любые вспомогательные строения, однако разведение домашних животных запрещено.

Если вы — владелец участка, переданного вам для ведения личного подсобного хозяйства в аренду или безвозмездное пользование. Участки на этих основаниях предоставляют многодетным семьям и военным.

Участок должен быть передан не более, чем на 6 лет и спустя 5 лет после передачи его в аренду его можно приватизировать.

На участке может быть возведен дом и строения для разведения домашних животных. Правила благоустройства поселения определяют, какое максимальное число животных должно быть на участке. Если это количество превышено, приватизация невозможна.

Платная приватизация возможна, если участок получен после 2001 года. Земли в рекреационных и промышленных зонах также не могут достаться бесплатно. Наконец, участок, полученный юридическим лицом также можно приватизировать только платно.

Какие участки нельзя приватизировать

Далеко не все земельные участки могут быть приватизированы. Согласно Земельному Кодексу, в частные руки нельзя передать изъятые из оборота земли.

Их нельзя купить, продать или обменять — они всегда числятся за государством.

Сюда относятся участки прибрежной полосы, государственные заповедники и парки, места массового захоронения, военные части, атомные электростанции и все пограничные сооружения.

Земли ограниченного оборота могут быть приватизированы, но только по особому разрешению или определенным субъектам. Это особо охраняемые территории водного и лесного фонда, участки в закрытых городах, земли, предоставленные для нужд транспортных компаний, космической промышленности или учреждений связи.

Какие документы нужны для приватизации

Полный пакет документов зависит от основания приватизации. Также различия в пакете документов будут зависеть от того, сформирован ли земельный участок. Точный список бумаг всегда лучше всего уточнять в уполномоченном органе администрации муниципального образования или территориальном управлении Росимущества.

Для приватизации нужны следующие документы:

  • Заявление установленного образца.
  • Документ, удостоверяющий личность заявителя. Обычно это паспорт, но принимается также загранпаспорт или удостоверение личности военнослужащего.
  • Документ, удостоверяющий полномочия представителя, если заявление подает не сам представитель.
  • Документ, удостоверяющий или устанавливающий право владения участком.
  • Схема расположения земельного участка, если этот земельный участок нужно еще только образовать, а проекта межевания территории нет. Проект межевания необходим для того, чтобы точно установить границы участка и получить разрешение на строительство.
  • Выписка из ЕГРН о земельном участке. (Не является обязательным документом. Власти сами могут ее сделать.)

В качестве документов, подтверждающих право владения участком, могут выступать любые документы, заключенные при оформлении земельных сделок — договоры купли-продажи, дарения или мены. Подойдет свидетельство о наследстве, бессрочном пользовании землей или праве на земельный участок. Последнее должно быть оформлено до 1998 года.

Также право владения участком смогут подтвердить решения государственных или муниципальных органов о передаче земли. Если речь идет об участке под личное подсобное хозяйство, то подойдут выписки из похозяйственной книги — учета таких хозяйств, которым занимается органы самоуправления населенного пункта.

Наконец, право владения участком подтвердят решения колхозов и совхозов о передаче участка в долевую собственность.

Собрали документы. Что делать дальше?

Дальше нужно предоставить документы вместе с заполненным заявлением о приватизации земельного участка.

В зависимости от типа приватизации, это может быть муниципальная администрация или территориальное управление Росимущества.

В территориальное управление Росимущества можно подать документы лично, через МФЦ, в электронной форме при наличии электронной подписи или отправить по почте. В муниципальную администрацию придется обращаться лично.

Решение о приватизации будет вынесено в течении 30 дней. Если схема расположения земельного участка подлежит согласованию с Рослесхозом или его местным отделением, то срок может быть увеличен до 45 дней. Ускорить процедуру невозможно.

Первая приватизация полностью бесплатна, за исключением проекта межевания земельного участка.

Стоит проект от 5000 рублей. Межеванием занимаются частные специалисты — кадастровые инженеры. Они занимаются вопросами определения границ земельного участка и подготовкой документов для постановки территории на государственный кадастровый учет.

Каждый такой специалист числится в Реестре кадастровых инженеров и, зная ФИО или номер аттестата, можно посмотреть его выполненные проекты.

Это особенно важно, учитывая, что кадастровые инженеры несут личную ответственность за ошибки в измерениях и документах.

  • С 2006 года приватизация дома и участка, на котором он стоит, раздельна. Администрация поселения может штрафовать за неприватизированный участок.
  • Если вы имеете право собственности на строение, стоящее на земельном участке, то можете провести приватизацию этого земельного участка.
  • Первая приватизация полностью бесплатна. Решение о приватизации предоставляют за 30 дней, в некоторых случаях — за 45.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5df1e0bfc05c7100ad5d3dd5/kak-privatizirovat-zemelnyi-uchastok-5dfb5e02027a1500b00105b4

Кто имеет право на безвозмездную (бесплатную) приватизацию земли? Обучение риэлторов

Безвозмездная приватизация земельного участка

Процесс приватизации земли, то есть  передача из государственной в частную собственность, сулит ее участникам немалые выгоды.

Особенно для тех категорий лиц, которые имеют законное право получить землю в собственность на безвозмездной основе.

При этом воспользоваться предоставляемой льготой они имеют право только один раз и только на один земельный участок.

Услуга риэлтора по приватизации земли порой бесценна для клиента. Этот процесс довольно трудоемкий, занимает определенное количество времени, требует решения проблем, связанных с установлением границ, согласованием с соседями, несовпадениями по площади и других трудных вопросов.

Бесплатная приватизация предусмотрена Земельным кодексом (ЗК РФ) для следующих категорий:

1. Граждане, уже владеющие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Как правило, объектом приватизации являются земельные участки, на которых возведены жилые, дачные, садовые дома, а также иные постройки (гаражи, бани, сараи).

Хотя граждане имеют право оформить собственность на участок независимо от степени его застройки.

Помимо «индивидуальной» приватизации, для садоводческих, огородных, дачных объединений предусмотрен «коллективный» порядок приватизации. Он используется при приватизации участков всеми членами объединения.

 Если же кто-то из членов объединения уже использовал право на бесплатную приватизацию, в рамках «коллективной» приватизации он может приобрести участок только на возмездной основе.

На характере приватизации других  членов объединения это не отразится.

Риэлторам, работающим с загородной недвижимостью очень пригодится знание закона о « дачной амнистии», чтобы не делать лишней работы по оформлению в собственность земельных участков.

2. Граждане, уже фактически владеющие участком земли. Это участки,  на которых расположены жилые дома, приобретенные гражданами  до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-I “О собственности в СССР”, и не оформившие до настоящего времени свое право должным образом. Данное право реализуется в соответствие со ст. 20 ЗК РФ.

Для 1 и 2 категорий граждан ограничений по площади участка, подлежащего приватизации, не установлено. Достаточно предоставить выданные ранее документы, подтверждающие размеры выделенного надела земли.

Преимущественное право для бесплатной приватизации земли имеют собственники строений. Прежде, чем риэлтор будет браться за исполнение  услуги по приватизации участка , надо выяснить все обстоятельства и проверить документы на дом и участок.

3. Граждане, владеющие помещениями в жилом многоквартирном доме. Жильцы дома имеют право приобрести землю в  общую долевую собственность.

Площадь участка определяется размером территории, на котором расположено само здание, и размером прилегающей территории, которая используется для обслуживания этого здания.

При расчете размеров должны  соблюдаться  требования противопожарной безопасности, санитарные разрывы между зданиями и другие градостроительные нормативы.

При определении размеров участка, кроме того, должны быть учтены условия проживания граждан на смежных участках, например, свободный их доступ ко всем необходимым объектам. 

Определить границы участка при передаче его в собственность домовладельцам должны органы местного самоуправления или государственной власти на основании действующих на данной территории нормативов.

Участвовать в приватизации в общую долевую собственность могут не только собственники квартир, но также иные лица, владеющие в этом доме на праве собственности нежилыми помещениями. 

4. Определенные льготные категории юридических лиц (общественные организации инвалидов, религиозные,  благотворительные организации). Имеют право приватизировать земельный участок, на котором расположено  здание, сооружение, находящееся у  организации  в собственности. Эти здания не должны нести  коммерческую функцию, а использоваться именно по профилю организации.

Данная льгота распространяется на здания и сооружения, приобретенные этими организациями до момента введения ЗК РФ. На землю под вновь приобретаемыми зданиями  бесплатная  приватизация не распространяется.

5. Граждане “льготных категорий” – могут приобрести участок под строительство безвозмездно.   На общих основаниях земельные участки под строительство должны передаваться в собственность на торгах (аукционах). 

Льготную категорию составляют следующие граждане: Герои СССР, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы. Для Санкт-Петербурга данный перечень расширен. В него также включены: Герои Социалистического Труда,  полные кавалеры ордена Трудовой Славы. А также многодетные семьи. Размеры участков устанавливают органы местного  самоуправления.

6. Граждане “льготных категорий” –  могут приобрести также участок для целей, не связанных со строительством. К не застраиваемым землям относятся:  зоны сельскохозяйственного использования, рекреационные зоны,  особо охраняемые территории.  Перечень таких зон определяют органы местного  самоуправления.

 Это могут быть земли для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сенокошения, выпаса скота, садоводства, огородничества, растениеводства, животноводства, пчеловодства, организации уличной торговли,  выполнения работ, оказания услуг, размещения наружной рекламы и других целей, не предполагающих на данной территории  строительства.

Таким образом, бесплатная приватизация – это льгота, предоставляемая государством преимущественно для граждан. Для юридических лиц данная льгота является скорее исключением.

Несмотря на льготные условия, еще почти 90% площади земель находится в государственной и муниципальной собственности. Поэтому вопросы приватизации земли будут актуальные еще длительное время.

Получай новые статьи и секреты профессионального риэлтора на e-mail!

Понравился материал? Добавьте в свои закладки – возможно, он будет полезен Вашим друзьям:

Источник: http://realtscool.com/yuridicheskie_osnovy/824-kto-imeet-pravo-na-bezvozmezdnuyu-besplatnuyu.html

Приватизация земельных участков гражданами

Безвозмездная приватизация земельного участка

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Приватизация земельного участка: порядок и процедура, как приватизировать землю в 2021 году, документы на приватизацию земельного участка

Безвозмездная приватизация земельного участка

» Жилищные споры » Приватизация земельного участка

896 просмотров

Что такое приватизация земли? Это фактическая покупка или получение земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности с последующим оформлением права собственности на него. О том, кто имеет право на такую процедуру и как его реализовать читайте в этой статье.

Можно ли приватизировать землю?

Каждый гражданин России имеет право приватизировать землю, оформив ее в собственность. В 2021 году это право не изменилось. Закон гласит, что приватизация такого типа доступна только один раз в жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=QtwWSJla2FU

Исключением из последнего заявления являются несовершеннолетние лица, который участвуют в приватизации. Несмотря на то, что они являются полноценными собственниками полученного участка, они же сохраняют свое право на дальнейшую приватизацию уже после совершеннолетия.

Получение в собственность участка земли позволяет распоряжаться им по собственному усмотрению:

  • Продавать.
  • Сдавать в аренду.
  • Вносить улучшение и застраивать.
  • Передавать по наследству.

Если земля не находится в собственности (аренда или безвозмездное использование), такой участок не считается личным владением его пользователя. Как следствие, он не имеет права передавать его по наследству.

Пример: Человек, на основании договора аренды всю свою жизнь пользоваться земельным участком. Он построил на нем дом, в котором живет вся семья, однако никаких действий касательно приватизации не производилось.

После смерти этого человека земля возвращается в пользование муниципалитета или государства. Как следствие, от жильцов дома могут потребовать сносить его за свой счет.

В такой ситуации есть неплохой шанс через суд восстановить аренду земли на любого из жильцов и провести приватизацию, чтобы исключить подобные проблемы в дальнейшем.

Право на приватизацию участка регулируется Земельным Кодексом РФ. Практически любой человек имеет возможность получить землю для собственных потребностей, за некоторыми исключениями.

Кто имеет право?

Любой человек, который ранее не пользовался правом на приватизацию может получить в собственность участок, но только в том случае, если он на данный момент является его пользователем. Таким образом, право на приватизацию имеют только лица, ранее получившие землю в пользование в рамках договора аренды либо безвозмездно.

Право безвозмездного пользования не то же самое, что и приватизация, так как это право не дает возможности передавать участок по наследству либо продавать его. Единственное, чем это отличается от аренды – отсутствием платежей.

Приватизировать участок не смогут те лица, у которых его фактически нет, а также те, кто уже ранее реализовал свое право на приватизацию. Также не могут заниматься приватизацией иностранные граждане.

Кроме того, часть участков нельзя приватизировать в принципе. К таковым относятся:

  • Земли, которые изъяты из обращения либо зарезервированы для государственных нужд.
  • Земли, напрямую запрещенные к приватизации (обычно, без объяснения причин).
  • Земли общего пользования. Например, возле берега реки, озера или моря. Сюда же относятся участки земли, на которых проходит трасса или улица.

Как приватизировать земельный участок

Получить в полное самостоятельное использование государственную или муниципальную землю можно после прохождения достаточно длительной и сравнительно сложной процедуры. Сложнее всего разобраться с документами и собрать полный пакет.

Порядок действий

  1. Подготовка документов (подробный перечень см.ниже).
  2. Предоставление бумаг в государственную структуру.
  3. Получение решения.
  4. Межевание и кадастровые работы.
  5. Получить разрешение на приватизацию.
  6. Оформить право собственности.

Процесс, процедура

С чего начинать процедуру приватизации? Первым делом нужно собрать документы. Дальнейшие действия без них невозможны. Даже если какой-то бумаги нет, сначала ее нужно найти/восстановить и только потом продолжать оформление.

Готовый пакет документов подается или территориальное структурное подразделение Росимущества либо в муниципальную администрацию. Зависит это от того, в чьей собственности находится земля. Эту информацию можно найти в выписке из ЕГРН.

После подачи документов, пользователю земли выдают расписку о том, что заявление и бумаги приняты.

Если подавать нужно в Росимущество, то сделать это можно как лично, так и через МФЦ. Более того, можно направить документы с заявлением по почте.

https://www.youtube.com/watch?v=ynuBS58TE2E

После рассмотрения документов, выдается решение о предоставлении земли. Если последует отказ, то нужно уточнить, по какой именно причине. В отдельных случаях проблему с отказом можно решить через суд.

Далее требуется межевание участка и уточнение его границы. Это актуально только в том случае, если раньше подобная процедура не проводилась. Если же проводилась, то можно сразу же подавать заявление на приватизацию.

В остальных случаях границы уточняются, изменяются (если это необходимо) или устанавливаются заново (если раньше участка на этом месте официально не было). Чтобы произвести эту процедуру необходимо заключить договор с кадастровым инженером, на основании которого он составит соответствующим план.

Процедура проводиться ФКП Росреестра.

С подготовленным планом далее нужно обратиться все в тот же Росреестр для постановки его на кадастровый учет. После этого следует еще раз обратиться в администрацию или Росреестр с заявлением о приватизации участка.

По результатам согласования, там выдадут соответствующее решение. Там же, в Росреестре, при помощи данного решения нужно будет оформить право собственности и получить соответствующие документы.

С этого момента пользователь земли считается ее собственником, со всеми правами и обязанностями.

Сроки

Предварительное согласование занимает около 1 месяца, но не более 30 дней. В отдельных случаях, если требуется уточнить информацию либо донести какие-то документы, срок может быть продлен до 45 дней.

Учитывая необходимость собирать документы и бегать по инстанциям (в некоторых местах вполне возможны очереди), срок приватизации можно смело рассчитывать, как 2 месяца, а то и более.

Но если все бумаги на руках, и они в полном порядке, то уже через 1 месяц можно стать полноценным собственником участка.

Стоимость, расходы

Если участок используется для личного хозяйства, садоводства, жилищного строительства или равнозначно подходит для любой из перечисленных задач, госпошлина за оформление его в собственность составит всего 350 рублей. В любом другом случае госпошлина будет равно 2000 рублей.

В отдельных случаях, например, при подаче документов через сайт Госуслуг, можно получить скидку примерно в 30% от этого платежа. Стоимость услуг по определению границ может варьироваться в зависимости от расположения участка и его особенностей.

В среднем заплатить нужно будет около 2-5 тысяч рублей.

Документы необходимые для приватизации земли

Какие документы нужны для приватизации:

  • Заявление. Их потребуется два: одно для предоставления участка в аренду, второе о приватизации. Первое не потребуется в том случае, если земля уже находится в аренде человека, который занимается приватизацией.
  • Паспорт заявителя или представителя.
  • Если работа ведется через представителя, то требуется нотариально заверенная доверенность.
  • Договор аренды или любой другой документ, на основании которого он пользуется участком.
  • Кадастровый план. Если такового нет, сначала его нужно получить.
  • Выписка из ЕГРН. Она не требуется только в том случае, если участок абсолютно новый и только будет образован.

О бесплатной приватизации земли

Получить землю бесплатно можно описанным выше образом. Однако доступна такая возможность только для определенных категорий лиц:

  • Граждане, которые пользуются данным земельным участком уже более 5 лет.
  • Семьи, имеющие трех и более детей. В отдельных регионах дополнительным требованием может быть постановка на учет в качестве лиц, нуждающихся в помощи.
  • Граждане, желающие получить участки в Дальневосточном округе.

Следует учитывать, что в разных регионах также могут быть и дополнительные категории лиц, имеющих право на бесплатную приватизацию земли.

Процедура приватизации земельного участка может быть слишком сложной для самостоятельной реализации. В такой ситуации проще и быстрее обратиться к специалистам. Наши опытные юристы на бесплатной консультации прояснят спорные вопросы. Также они готовы оказать помощь в сборе необходимых документов и последующем оформлении права собственности.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните +7(499)369-98-20 – Москва и Московская область
  • позвоните +7(812)926-06-15 – Санкт-Петербург и область

Источник: https://ros-nasledstvo.ru/privatizatsiya-zemelnogo-uchastka/

В каких случаях возможна бесплатная приватизация земельного участка

Безвозмездная приватизация земельного участка

Под приватизацией понимается приобретение права собственности на недвижимость, принадлежащую государству или муниципалитету.

До недавнего времени эта возможность не была предусмотрена законом, и владеть землей можно было лишь по праву бессрочного пользования либо пожизненного наследования, которое не включало в себя возможность совершение каких-либо сделок с участком.

Право на продажу земли, сдачу в аренду и другие действия доступны после завершения приватизации. Сколько стоит приватизировать землю, зависит от способа и времени получения ее в пользование.

Виды приватизации

Приватизировать участок можно тремя способами:

  • Бесплатно, по упрощенной схеме в административном порядке. Такое возможно, если на участке расположен дом заявителя, право собственности на который было получено до принятия новой версии Земельного кодекса РФ (до января 2002 г.) и в других случаях, предусмотренных законом.
  • Подав исковое заявление в суд. Необходимость в этом возникает в случае отказа администрации в процедуре бесплатной приватизации. Обжалование возможно в течение трех месяцев после выдачи отказа.
  • Выкупив участок у государства. Чтобы определить, сколько стоит приватизировать земельный участок, нужно провести кадастровую экспертизу. Воспользоваться этим вариантом может любое лицо.

Бесплатная приватизация

Новым ЗК РФ установлен запрет на предоставление земли в бессрочное пользование или пожизненное наследование, однако лица, получившие такое право до вступления в силу нового ЗК, могут оформить право собственности безвозмездно. Такая возможность предоставляется также и некоторым другим категориям лиц. Воспользоваться правом на бесплатную приватизацию можно только один раз.

В каких случаях возможна

приватизация участка

какие документы нужны для приватизации садового участка — читайте в статье здесь

согласно зк рф право на бесплатную приватизацию земли имеют лица:

  • получившие право собственности на дом (подсобную пристройку), расположенный на участке, до 31 октября 2001 г. в результате покупки, наследования, частного строительства или других действий.
  • владеющие землей, на которой расположено жилое строение оформленное в собственность по праву:
    1. постоянного пользования (это право не передается по наследству, поэтому наследникам собственника все-таки придется выкупить участок у государства или оформить договор аренды).
    2. пожизненного наследуемого владения.
  • заключившие договор аренды на участок (для индивидуального строительства или ведения хозяйства) до 31 октября 2001 г. , то есть принятия зк рф.
  • являющиеся членами садоводческого товарищества или строительного кооператива (по «дачной амнистии»).
  • многодетным семьям, имеющим более двух детей, приобретающим участок для строительства дома (пп. 6 ст. 39.5 зк рф).
  • приобретающие участок на территории дальневосточного округа. регистрация таких земель осуществляется в особом порядке, регулируемом пп. 9 ст. 39.5 зк рф.
    1. имеющие льготы (пп. 7 ст. 39.5 зк рф):

    2. ветераны;
    3. герои ссср и рф;
    4. герои социалистического труда;
    5. лица, находящиеся на военной службе;
    6. дети-сироты.

стоимость приватизации земельного участка в 2020 году для лиц, не вошедших в список, будет зависеть от кадастровой стоимости земли.

сроки

Законодательством был установлен срок реализации права на бесплатную приватизацию до декабря 2013 г. Однако, учитывая тот факт, что большинство граждан не успело воспользоваться своим правом, срок продлевался еще дважды: до 1 марта 2015 г. и до 1 марта 2018 г.

Более подробно до какого года продлена приватизация читайте в этой статье https://realtyinfo.online/2951-privatizaciya-nedvizhemisti-do-kakogo-sroka-prodlena

Гораздо более длительный срок оформления отпущен для членов садоводческого (и подобных ему) товарищества и кооператива — до 31 декабря 2020 г. Данная льгота действует независимо от того, когда участники вступили в товарищество (кооператив). Соответствующие исправления были внесены в «дачную амнистию» 1 марта 2015 г.

Оформление

О приватизации земли

Порядок приватизации земельного участка в 2020 году описан в статье здесь

Чтобы получить право собственности на землю, нужно выполнить следующие действия:

  1. Получить согласие или отказ каждого из членов семьи в письменной форме и заверить его у нотариуса.
  2. Написать заявление в районную администрацию. Срок его рассмотрения составляет месяц.
  3. При отсутствии кадастрового паспорта провести межевание земельного участка (за свой счет) для составления плана (п. 15 ст. 39.15 ЗК РФ). Обычно это занимает не больше месяца.
  4. Получить кадастровый паспорт.
  5. Провести оценку участка, чтобы определить, сколько стоит приватизация земли (в случае с ее выкупом).
  6. Заключить договор передачи земли (при безвозмездной приватизации) или купли-продажи (если приватизация платная).
  7. Подать заявление и собранный пакет документов в Росреестр. Решение должно быть получено в течение десяти дней (п. 3 ст. 13 № 122 –ФЗ).
  8. В случае положительного ответа зарегистрировать право собственности на землю.

Если земельный комитет отказывает в выдаче договора, следует обратиться в арбитражный суд с просьбой признать его действия противоречащими законодательству.

Пошлина

Независимо от способа приватизации (бесплатного или стандартного) оформление составит некоторые обязательные, а при необходимости, и дополнительные расходы. Чтобы рассчитать, сколько стоит приватизация дома и участка, нужно также принять во внимание возможное отсутствие нужных документов.

За регистрацию права собственности на участок в Росреестре взимается пошлина.

Земли Сумма (р.)
Предназначенные для постройки частного жилого дома, ЛПХ, разведения садово-огородных культур, ИГИС350
Используемые в других целях2000

Дополнительные расходы.

Виды Сумма (р.)
Согласие каждого из членов семьи, проживающего на участке, выражается в письменном виде и заверяется нотариально1000
Если кто-либо из членов семьи против приватизации, отказ составляется в письменной форме и заверяется у нотариуса1000
При отсутствии технического паспорта проводится межевание и составляется план участка11 000
Получение паспорта в БТИСогласно тарифу, установленному администрацией
Выписка из ЕГРЮЛ200

Источник: https://realtyinfo.online/2890-stoimost-privatizatsii-zemelnogo-uchastka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.