Договор приватизации предприятия

Содержание

Договор приватизации – что это за документ, как правильно оформить, нюансы

Договор приватизации предприятия

Гражданин, который проживает в государственной, то есть муниципальной квартире, не является ее собственником. По ЖК РФ он основной квартиросъемщик, а собственником может стать тогда, когда будет заключен договор приватизации.

Дальше обсудим, что такое договор приватизации жилого помещения, как его оформить и кто имеет право это сделать, необходимые документы и нюансы такой процедуры.

Договор приватизации – что это такое?

Договор о приватизации – это документ, на основании которого муниципалитет передает в собственность жилое помещение физическому лицу. Такое соглашение является двусторонним – заключается между органом самоуправления и основным квартиросъемщиком жилого объекта.

Процедура оформления договора о приватизации квартиры регламентируется статьей 161 ГК РФ, один экземпляр обязательно остается на руках у нового собственника.

Что в нем отражено?

В договоре передачи квартиры в собственность гражданина должно быть указано следующее:

  • Сведения и жилом объекте.
  • Данные о сторонах договора.
  • Сведения о новом собственнике.
  • Распределение долей, если владельцев несколько.
  • Правоустанавливающие документы.
  • Условия передачи имущества в собственность физического лица.
  • Права и обязанности сторон сделки.

Эти пункты обязательно должны быть прописаны в договоре, иначе документ будет признан недействительным.

Условия заключения

Для того, чтобы заключить договор о приватизации жилого помещения, нужно выполнить следующее:

  • Получить регистрацию по месту проживания, то есть прописаться.
  • Предоставить подтверждение того, что ранее не проводилась бесплатная приватизация, так как такое право предоставляется единожды.
  • Предоставить письменное согласие от других зарегистрированных жителей по адресу.

Кроме того, сам объект недвижимости должен подлежать приватизации, соответствовать требованиям ЖК РФ для проживания.

Как выглядит?

Договор о приватизации – это несколько документов, на которых содержится информация о самом объекте недвижимости, участниках сделки. На последнем листе должны стоять печати и подписи сторон.

Как оформляется?

Заключение договора о приватизации квартиры осуществляется в органе местного самоуправления, то есть райадминистрации. Обратите внимание, что право получить муниципальную квартиру в свою собственность бесплатно можно только один раз.

Порядок оформления соглашения с муниципалитетом таков:

  • Гражданин собирает необходимые документы.
  • Пакет документов и заявление на приватизацию жилья передается в местный муниципалитет.
  • Ответственные за такие операции госработники проверяют подлинность документов, выясняют обстоятельства дела и выносится решение по обращению.
  • Если заявление удовлетворено, то заявителя приглашают на подписание договора о приватизации жилья.
  • Если в удовлетворении заявления будет отказано, то заявитель получает отказ в письменной форме с аргументацией такого решения.

Сроки рассмотрения таких обращений – не более 2 месяцев. Отсчет начинается с того момента, когда заявление будет зарегистрировано.

Какие документы нужно собрать?

Базовый пакет документов таков:

Если речь идет о приватизации частного дома, то дополнительно понадобится:

  • Акт соответствия от МЧС.
  • Акт соответствия с СЭС.
  • Акт согласования из БТИ.

Предварительно лучше уточнить непосредственно в местной администрации перечень необходимых документов.

Что касается госпошлины, то согласно статье 333 НК РФ понадобится оплатить 2000 рублей.

Участники сделки

Договор приватизации – это двустороннее соглашение, в котором принимают участие:

  • Муниципалитет.
  • Основной квартиросъёмщик.

Обратите внимание, что договор о приватизации жилого помещения еще не является свидетельством права собственности. Далее собственнику нужно обратиться в Росреестр или МФЦ и зарегистрировать сделку, вступив в права собственности.

Внесение изменений

В договор приватизации можно внести изменения: по соглашению сторон или же по решению суда. Последнее нужно тогда, когда одна из сторон не согласна на внесение корректировок.

Внесение изменений в документ возможно на основании следующего:

  • Требуется внести в договор еще одного участника.
  • В приватизации отказался принимать участие один из участников и его нужно исключить.
  • Была допущена ошибка в самом документе.
  • Нужно изменить личные данные одной из сторон.

Изменения в документ вносятся на основании составления дополнительного соглашения и вступают в силу только после того, как будут зарегистрированы в Росреестре.

Признание договора приватизации жилого помещения недействительным

Если сделка будет признана ничтожной, что решает только суд, ее действие аннулируется. Признание договора приватизации недействительным возможно в следующих случаях:

  • Договор был подписан недееспособным гражданином.
  • При составлении соглашения были нарушены права несовершеннолетних граждан.
  • В приватизации принял участие гражданин, который уже использовал такое право ранее.
  • Если соглашение было составлено в момент, когда там временно не проживали зарегистрированные лица и они не были включены в приватизацию помещения.
  • Для заключения сделки были предоставлены поддельные документы, лживая информация.
  • Приватизация была проведена под давлением, угрозой, в кабальных условиях.

Подать иск может только то лицо, чьи права были в данной ситуации ущемлены. Если исковые требования будут удовлетворены, то квартира возвращается в собственность муниципалитета.

Как восстановить?

Если договор был утерян, то можно получить дубликат. Сделать это можно следующим образом:

  • Если соглашение было заключено до 1998 года, то обращаться нужно в БТИ.
  • Если сделка была заключена после 1998 года, то нужно обратиться в Росреестр и получить дубликат.

При себе нужно иметь:

  • Гражданский паспорт.
  • Правоустанавливающие документы на квартиру.
  • Заявление о выдаче дубликата (оно пишется на месте подачи).
  • Квитанция об уплате госпошлины – 200 рублей.

Обратиться можно и в территориальное отделение МФЦ, но процесс будет чуть дольше – на 2-3 дня.

Подведем итоги

Договор о приватизации – это двустороннее соглашение, которое составляется между муниципалитетом и основным квартиросъемщиком, в результате чего жилое помещение переходит в собственность физического лица-заявителя.

Для того, чтобы оформить соглашение нужно обратиться с документами в местный муниципалитет, написать заявление. Если обращение будет одобрено, то подписывается договор, на основании которого сделка регистрируется в Росреестре и заявитель становится полноправным собственником жилья.

Источник: https://estatelegal.ru/oformlenie/dogovor-privatizacii-chto-eto-takoe-i-kak-oformit/

Рекомендации по защите прав собственника предприятия при оспаривании сделки приватизации

Договор приватизации предприятия

В 90-е годы XX века в России процесс приватизации был массовым.

В настоящее время он осуществляется не так активно, однако в суды продолжают подаваться иски о признании недействительными приватизационных сделок.

В статье мы поговорим о применении института срока исковой давности как способа защиты интересов собственника предприятия в случае, если предъявляются требования о признании сделки приватизации недействительной.

Российские компании в ходе приватизации зачастую допускали ошибки. Кроме того, имело место несовершенство законодательного регулирования в 90-е годы, когда приватизация носила массовый характер. Все это привело к тому, что до сих пор в судах – масса исков по оспариванию приватизационных сделок.

Сложившейся ситуацией воспользовались так называемые «серые рейдеры», специализирующиеся на захвате предприятия путем оспаривания его приватизации.

В статье будут рассмотрены некоторые аспекты защиты прав собственника приватизированного предприятия от возможного оспаривания сделки приватизации, в частности, посредством применения института срока исковой давности.

Предмет оспаривания – план приватизации или договор купли­-продажи

Согласно ст. 8 ГК РФ основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей наряду с прочими основаниями, перечисленными в вышеуказанной статье, являются:

  1. договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему;
  2. акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В процессе приватизации можно выделить несколько этапов:

  • подача заявления о приватизации предприятия или иного имущества;
  • принятие решения о приватизации;
  • подготовка плана приватизации;
  • заключение договора купли­продажи приватизируемого имущества.

Следовательно, до возбуждения соответствующего производства в арбитражном суде необходимо определиться с тем, что именно подлежит обжалованию в качестве «сделки приватизации»: решение о приватизации (об утверждении плана приватизации) как акт государственного органа, план приватизации, природа которого до сих пор судами определяется по-разному, или договор купли­продажи.

В данном случае очевидна разная правовая природа указанных документов, и для процессуально грамотного оспаривания «сделки приватизации» необходимо понимание того, какой документ лежит в основе этой сделки, а в зависимости от этого – какие механизмы судебной защиты должны использоваться в данном случае. Судебно-арбитражная практика по данному вопросу достаточно противоречива1.

Судебная практика

Отменяя решения судов первой и апелляционной инстанции об удовлетворении исковых требований о признании недействительной сделки приватизации, ФАС Северо­Западного округа2 указал на то, что план приватизации не является элементом сделки приватизации в смысле ст. 153 ГК РФ.

Согласно ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Включение спорных объектов в состав приватизируемого имущества предприятия (бездействие) не может расцениваться как сделка.

Между тем в судебной практике нередко встречаются случаи, в которых при признании плана приватизации недействительным суд давал оценку этому документу как сделке приватизации.

Судебная практика

ФАС Московского округа3, рассматривая исковое заявление заместителя прокурора Московской области о признании недействительным в силу его ничтожности плана приватизации, пришел к выводу о том, что исходя из предмета и основания предъявленного иска, заместитель прокурора Московской области фактически оспаривает сделку приватизации. Таким образом, суд в данном случае свел сделку приватизации к одному документу – плану приватизации.

Определение природы документа, лежащего в основе сделки приватизации, имеет важное процессуальное значение, поскольку от этого зависит выбор способа оспаривания оснований для возникновения права собственности.

Очевидно, что процедура оспаривания ненормативных правовых актов отличается от процедуры оспаривания сделок, здесь важно учитывать некоторые процессуальные особенности административного производства, в том числе и сокращенные процессуальные сроки для признания ненормативного правового акта недействительным.

На наш взгляд, вышеизложенные точки зрения и выводы судов, касающиеся природы сделки приватизации, отражают чрезмерно узкий подход к пониманию ее сущности. Сугубо формальная оценка документов, выражающих содержание данной сделки, – будь то план приватизации, ненормативный акт фонда имущества или договор купли­продажи – способна привести к подобным противоречащим друг другу точкам зрения.

Судебная практика

Вместе с тем в судебно­арбитражной практике4, в том числе и на уровне Высшего Арбитражного Суда РФ5, была сформирована позиция, общий смысл которой состоит в том, что приватизация представляет собой сложный юридический состав, основанный на единстве административного акта и гражданско-правовой сделки. Весь процесс приватизации следует понимать как единую сделку приватизации, которая может быть оспорена как полностью, так и в части.

Попытки решить проблему разнородности документов, лежащих в основании приватизации, предпринимались на законодательном уровне.

Так, был разработан проект Федерального закона № 158575-3 «О признании недействительности ничтожных сделок приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которому основаниями для признания недействительности ничтожной сделки приватизации государственного и муниципального имущества являются нарушения законодательства Российской Федерации при принятии решения о приватизации соответствующего объекта государственной или муниципальной собственности, при проведении приватизации указанных объектов. Таким образом, данным законопроектом была сделана попытка дать определение сделки приватизации как сложному юридическому составу, включающему в себя и публично-правовые элементы. Однако соответствующие изменения в федеральное законодательство внесены не были, а проект Федерального закона так и остался проектом.

Определение момента начала исполнения сделки приватизации

Указанный выше законопроект «О признании недействительности ничтожных сделок приватизации государственного и муниципального имущества» давал основания для применения срока исковой давности, составлявшего в то время десять лет, ко всему процессу приватизации.

Судебная практика

В настоящее время на уровне Президиума ВАС РФ сформирована судебно­арбитражная практика6, согласно которой иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки, равно как и иск о признании недействительной ничтожной сделки, могут быть предъявлены в суд в срок, установленный п. 1 ст. 181 ГК РФ, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение сделки. Норма ст. 181 ГК РФ устанавливает специальное правило о начале течения срока исковой давности, исключающее применение общих положений статьи 200 ГК РФ.

Единого мнения, с какого момента следует полагать, что исполнение сделки приватизации началось, в настоящее время ни на законодательном уровне, ни в судебно­арбитражной практике не выработано.

Анализируя существующую судебно­арбитражную практику, можно выявить следующие подходы:

  1. Поскольку зачастую в результате приватизации происходила передача недвижимого имущества, логичным является вывод ФАС Уральского округа7 о том, что моментом исполнения сделки является дата регистрации договора купли­продажи в органах государственной власти или местного самоуправления (Комитете по земельным ресурсам и землеустройству, например). Безусловно, данный вид регистрации нельзя отождествлять с существующей в настоящее время системой регистрации прав на недвижимое имущество, тем не менее данная точка зрения имеет право на существование.
  2. В процессе приватизации имущество приватизируемого предприятия передается на баланс вновь образуемого в процессе приватизации юридического лица. С точки зрения корпоративного права суды выделяют следующие варианты определения момента начала исполнения сделки приватизации: дата протокола о результатах проведения закрытой подписки на акции8, дата регистрации устава юридического лица9, дата подписания учредительного договора и акта оценки передаваемого в уставный капитал имущества10.
  3. Очень часто в судебно­арбитражной практике момент начала исполнения сделки определяется с момента оформления акта приема-передачи имущества11. На наш взгляд, это наиболее правильный и верный подход к определению момента начала исполнения сделки приватизации, однако не всегда в процессе приватизации составлялись такого рода документы
  4. Самая распространенная практика на сегодняшний день заключается в определении момента начала исполнения сделки с момента утверждения плана приватизации12, т.е. с даты издания ненормативного правового акта, на основании которого будет заключена гражданско-правовая сделка. С учетом выводов, изложенных в первой части настоящей статьи, это совершенно обоснованная закономерность.

Анализируя судебно­арбитражную практику Московского региона13, нельзя не отметить следующую тенденцию. Применяя правила ст. 181 ГК РФ об истечении срока исковой давности для оспаривания сделок приватизации, арбитражные суды14 в настоящее время зачастую ограничиваются общими фразами об истечении срока, не утруждая себя определением момента начала исполнения сделки.

В целом следует отметить тенденцию указания на самый поздний из вероятных сроков исполнения сделки приватизации, между тем п. 1 ст. 181 ГК РФ говорит именно о моменте начала исполнения сделки приватизации, и такой подход судов к решению данного вопроса является достаточно спорным.

Особенности применения срока исковой давности, установленного ГК РФ, к искам о признании недействительными сделок приватизации

В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12—15.11.2001 г.

№ 15/18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» (далее — Постановление Пленума ВС и ВАС РФ № 15/18) указано, что при рассмотрении дел о применении последствий недействительности ничтожной сделки следует учитывать, что для этих исков установлен десятилетний срок исковой давности, который в силу п. 1 ст. 181 ГК РФ исчисляется со дня, когда началось исполнение такой сделки.

Данный срок исковой давности применяется к тем искам, сроки предъявления которых, предусмотренные ранее действовавшим законодательством (п. 1 ст.

42 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, далее – Основы гражданского законодательства), не истекли до 1 января 1995 года (часть первая статьи 10 ФЗ «О введении в действие части первой ГК РФ»).

Начало течения срока исковой давности в этих случаях определяется согласно ранее действовавшему законодательству (п. 3 ст. 42 Основ гражданского законодательства).

Согласно ст. 42 Основ гражданского законодательства, действовавших в момент совершения сделки, общий срок исковой давности составлял три года и исчислялся с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Если иск о признании сделки приватизации недействительной был подан прокуратурой либо государственным органом (его преемником), участвовавшим в сделке приватизации, данная норма не имеет в настоящее время практического значения, поскольку вышеперечисленные лица знали о совершении сделки в момент ее заключения, а следовательно, трехгодичный срок, установленный ст. 42 Основ гражданского законодательства, в данном случае будет ими пропущен15.

В отношении прокуратуры действует правило, установленное п.

11 Постановления Пленума ВС и ВАС РФ № 15/18: течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой — само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение16.

Однако если с иском обращается третье лицо, не участвовавшее в сделке, теоретически оно может воспользоваться правилом п. 8 Постановления Пленума ВС и ВАС РФ № 15/18 и попытаться оспорить сделку приватизации.

Источник: https://delo-press.ru/journals/law/dogovornye-otnosheniya/37416-rekomendatsii-po-zashchite-prav-sobstvennika-predpriyatiya-pri-osparivanii-sdelki-privatizatsii/

Закон РФ от 03.07.1991 N 1531-I

Договор приватизации предприятия

Статья 4. Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом

1. Приватизацию государственного имущества организует Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом (далее по тексту – Госкомимущество России).

Председатель Госкомимущества России входит в состав Правительства Российской Федерации и является заместителем Председателя Правительства Российской Федерации по должности.

В республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных областях, автономных округах, городах Москве и Ленинграде, городах с населением свыше одного миллиона человек Госкомимущество России создает, совместно с соответствующими Советами народных депутатов, свои территориальные агентства и устанавливает их полномочия.

Деятельность Госкомимущества России финансируется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.

2. Для проведения единой государственной политики приватизации Госкомимущество России:

– разрабатывает и представляет Правительству Российской Федерации проект Государственной программы приватизации, ежегодные изменения и дополнения к ней, а также проекты законов и других нормативных актов по приватизации;

– организует и контролирует реализацию указанной программы;

– ежегодно отчитывается о выполнении программы перед Верховным Советом Российской Федерации;

– обобщает предложения по приватизации, поступившие от местных Советов народных депутатов, трудовых коллективов, общественных организаций (объединений), министерств и ведомств;

– устанавливает систему премирования работников органов государственного управления и местной администрации по итогам выполнения Государственной программы приватизации;

– осуществляет через свои территориальные агентства методическое руководство и контроль за проведением приватизации. В случаях нарушения законодательства Российской Федерации о приватизации и Государственной программы приватизации возбуждает в суде или арбитражном суде иски об отмене незаконных решений и привлечении к ответственности виновных должностных лиц;

– создает комиссии по приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности Российской Федерации;

– принимает решения о приватизации предприятий, находящихся в собственности Российской Федерации, осуществляет необходимые преобразования их организационно-правовой формы и передает свидетельства о собственности на них (паи, акции) для продажи Российскому фонду федерального имущества в соответствии со статьей 15 настоящего Закона. По решению Правительства Российской Федерации указанные предприятия могут быть переданы Госкомимуществом России фондам имущества республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов (кроме районов в городах) и городов (кроме городов районного подчинения);

– содействует созданию инвестиционных фондов и холдинговых компаний;

– издает в пределах своей компетенции нормативные акты, регулирующие процесс приватизации, вносит в них изменения и дополнения, а также дает разъяснения этих нормативных актов и Государственной программы приватизации.

Госкомимущество России не вправе делегировать свои полномочия министерствам и ведомствам, холдинговым компаниям, создаваемым на базе государственных концернов, корпораций, ассоциаций, а также иным хозяйствующим субъектам, не являющимся покупателями в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона.

3.

Госкомимущество России готовит предложения по разграничению государственной собственности на собственность Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов и муниципальную собственность районов, городов и входящих в них административно-территориальных образований. Решения о разграничении собственности принимает Верховный Совет Российской Федерации, Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, местные Советы народных депутатов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации .

При отсутствии решения (свидетельства), удостоверяющего право собственности республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа, города, района или входящих в них административно-территориальных образований на объекты приватизации, они приватизируются Госкомимуществом России как собственность Российской Федерации.

4. Решения Госкомимущества России, принятые в пределах его компетенции во исполнение Государственной программы приватизации, являются обязательными для всех органов государственного управления и местной администрации.

Споры, возникающие в связи с указанными решениями, рассматриваются судом или арбитражным судом в порядке, установленном действующим законодательством.

Источник: https://base.garant.ru/3961834/

Порядок приватизации государственного муниципального имущества в 2021 году

Договор приватизации предприятия

» Жилищные споры » Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

774 просмотров

Приватизация имущества государства и муниципалитета началась в 1992 году. До этого момента вся подобная недвижимость если и выдавалась в частные руки, то делалось это специально, сознательно и за особые заслуги. Например, сотрудникам заводов дарили квартиры. Теперь же приватизировать можно практически все, за исключением отдельных объектов, имеющих важную роль в жизни страны.

Закон

Приватизация регулируется достаточно обширным перечнем законодательных актов:

Помимо всего перечисленного, существуют еще и локальные законы в разных регионах, которые также так или иначе могут влиять на приватизацию, порядок действий, условия и многие другие элементы.

Приватизировать государственное и муниципальное имущество могут как физические, так и юридические лица (п.2 ст.2, закона №178-ФЗ), при условии, что они и цель приватизации соответствуют определенным требованиям:

Требования к субъектам приватизацииТребования к объектам приватизации
Физические лица – только граждане РФ.Не относятся к общему имуществу (дороги, прибрежная зона).
При приватизации объектов жилищного фонда, должен быть заключен договор аренды или социального найма.Не выведены из оборота.
В случае с приватизацией земли – нужно пользоваться территорией не менее 5 лет или иметь 3-х и более детей.Не относятся к ветхому жилью.

Разновидности объектов, подлежащих приватизации

Все объекты, которые подлежат приватизации разделяются на три основных категории и в зависимости от их типа имеют разные особенности:

  • Жилье. Доступно для бесплатной приватизации, но только для физических лиц, оформивших договор социального найма.
  • Земля. Если это участок, который используется физическим лицом, есть вероятность, что его получится приватизировать бесплатно. В остальных случаях, в том числе и для юридических лиц, существует платная приватизация (фактически – выкуп земли у страны).
  • Нежилая недвижимость. Формально доступна для приватизации как физическим, так и юридическим лицам, но чаще всего занимаются данным вопросом именно последние. Бывает только платной, бесплатная передача нежилой недвижимости в частную собственность не предусматривается.

Разница между государственным и муниципальным имуществом

Глобальной разницы между государственным и муниципальным имуществом нет – одно принадлежит стране в целом, а второй – конкретному населенному пункту.

Пример: Квартира, расположенная в черте города (если это не закрытый городок) относится к муниципальному имуществу, а, например, общежитие для военнослужащих – Министерству Обороны – то есть, государству.

С точки зрения приватизации, намного проще получить в собственность муниципальную недвижимость, чем государственную. Хотя бы потому, что значительная часть государственных объектов выведена из оборота и используется для конкретных целей.

Помимо всего прочего, следует учитывать и локальные законодательные акты, которые накладывают свои ограничения на приватизацию муниципального имущества в различных населенных пунктах, однако они обязаны не идти в разрез с общим для всех законодательством, а потому чаще всего мало отличаются друг от друга и в подавляющем большинстве случаев эти отличия лишь делают приватизацию проще.

Условия приватизации могут отличаться в зависимости от региона и типа недвижимости. Приведем пример на основе самых популярных объектов – жилого фонда:

  • Доступно исключительно для граждан РФ.
  • Требуются согласия всех жильцов помещения или отказ от участия в приватизации.
  • Приватизировать можно только один раз в жизни. Даже при последующем возврате недвижимости в собственность муниципалитета (если это по какой-то причине понадобиться сделать) право на приватизацию не восстанавливается.
  • Исключением из предыдущего пункта являются несовершеннолетние. До 18 лет они могут 1 раз поучаствовать в приватизации и еще раз это сделать после достижения совершеннолетия.
  • Для приватизации необходимо являться официальным жильцом квартиры (заключить договор социального найма). То есть нельзя просто выбрать одно из помещений, принадлежащих муниципалитету и потребовать его в собственность бесплатно.

Способы приватизации

Выделяют несколько основных способов приватизации муниципального и государственного имущества:

  • Классическая бесплатная приватизация жилья.
  • Превращение муниципального объекта в акционерное общество или ООО.
  • Покупка акций компании/завода/предприятия на аукционе.
  • Прямая продажа объекта на торгах.

Ранее существовали еще такие варианты как ЧИФ (Чековый инвестиционный фонд), ваучеры и так далее. На данный момент они уже не актуальны и не используются.

Строго определенного и законодательно закрепленного порядка действий по приватизации имущества не существует, однако он уже долгое время практически не меняется и успел устояться примерно в указанном ниже виде.

Процедура

Самое главное – подобрать необходимый объект приватизации. Это не актуально для жильцов социальных квартир или пользователей земли, так как у них особого выбора нет. Как следствие, данный пункт важен для тех физических или юридических лиц, которые планируют платную приватизацию (выкуп объекта у государства).

Следующим пунктом будет подготовка требуемой документации. Она может серьезно отличаться в зависимости от того, кто, что и на каких условиях приватизирует. Примерный перечень документов представлен ниже.

Следующий этап – подготовка заявления. Форма и содержание отличаются в зависимости от многих факторов, потому рекомендуется перед началом процедуры уточнить конкретный вид данного документы или заполнять его непосредственно на месте, перед подачей.

Дождавшись решения и получив разрешение на приватизацию останется лишь оформить все должным образом. Например, в случае с квартирой следует обращаться Росреестр и получать свидетельство на право собственности. Сейчас этот документ заменен выпиской из ЕГРН, что в принципе одно и то же.

Необходимые документы

Список требуемых бумаг также отличается от ситуации к ситуации. Если взять усредненно, то выглядеть он будет примерно так:

  • Документы, удостоверяющие личность заявителя. Это может быть как паспорт гражданина РФ, так и свидетельство о регистрации юридического лица.
  • Согласия всех жильцов приватизируемой недвижимости либо отказ от участия в процедуре (актуально в первую очередь для объектов жилого фонда).
  • Договор социального найма, аренды или бессрочного пользования. Первый актуален именно для жилья, второй и третий встречаются при приватизации земли. Для платной приватизации такая бумага не нужна.
  • Техпаспорт, кадастровый план или иные аналогичные документы.

Перечень документов для приватизации может отличаться не только в зависимости от объекта и/или субъекта процедуры, но и от региона нахождения недвижимости.

Бесплатная приватизация жилого фонда объявлена бессрочной. Землю бесплатно получить в собственность можно до 2020 года. Любые другие объекты приватизируются платно и потому конкретных сроков, ограничивающих процедуру, также не существует.

Если активно заниматься данным вопросом, то квартиру, например, можно приватизировать примерно за 2-4 месяца. Землю – быстрее, но только при условии, что межевание уже проведено и кадастровый паспорт есть на руках. С нежилой недвижимостью все сложнее, так как каждый случай рассматривается фактически в индивидуальном порядке, но и тут можно постараться справиться в срок до полугода.

Если воспользоваться услугами представителей-юристов, которые точно знают, что и в каком порядке нужно делать, сроки можно значительно сократить, как и усилия заявителя.

Если выбран вариант с бесплатной приватизацией, то платить нужно за документы, требуемые для процедуры, а также за непосредственное оформление права собственности. При приватизации квартиры расходы будут примерно такими:

  • Госпошлина за регистрацию права собственности: 2000 рублей на 1 человека.
  • Выписка из ЕГРН: от 300 рублей.
  • Выписка из домовой книги: 200 рублей.
  • Отказ от участия в приватизации: около 1000 рублей.
  • Оформление техпаспорта: от 1000 рублей.
  • Доверенность на представителя: от 1000 до 5000 рублей.

Если предполагается платная приватизация, то ко всем перечисленным вариантам расходов автоматически добавляется стоимость объекта исходя из кадастровой стоимости. На практике эта цифра серьезно отличается от цен на рынке и потому процедура все равно оказывается очень выгодной.

Отдельно нужно отметить необходимость оплачивать налоги. Это основной минус приватизации, так как до этого налоги платить не нужно было. Конкретные цифры зависят от типа недвижимости, ее размера, расположения, назначения и многих других параметров.

Приватизация муниципального и государственного имущества, особенно если это нежилая недвижимость – сложная и неоднозначная процедура. Без наличия нужного опыта она может растянуться на слишком длительный срок. На бесплатной консультации наши специалисты помогут разобраться с наиболее спорными и популярными вопросами. Они же готовы выступить в качестве представителей клиента, облегчая и ускоряя процедуру.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните +7(499)369-98-20 – Москва и Московская область
  • позвоните +7(812)926-06-15 – Санкт-Петербург и область

Источник: https://ros-nasledstvo.ru/poryadok-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushhestva/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.