О приватизации земельных участков

Содержание

Приватизация земельных участков гражданами

О приватизации земельных участков

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/6/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Что говорит закон о приватизации земельных участков

О приватизации земельных участков

В соответствии с последними решениями Государственной думы до 1 марта 2020 года продлено действие «дачной амнистии», дающей право бесплатной приватизации земельных участков. Это значит, что после указанной даты оформить право собственности на землю можно будет только платно.

Прежде чем обратиться в государственные органы для оформления собственности, следует разобраться в том, кто и на каких условиях может бесплатно приватизировать землю, какие категории земель не подлежат приватизации, в чем состоит суть процедуры и что необходимо подготовить заранее.

федерального закона о приватизации земельных участков

Актуальность принятия в 2006 году Федерального закона № 93-ФЗ о приватизации земельных участков с государственной точки зрения была обусловлена невозможностью установления формы собственности в отношении ряда категорий земель, например, находящихся в пользовании садоводческих товариществ, гаражных кооперативов, а также выделенных под индивидуальное жилищное строительство. Введение упрощенного порядка приватизации позволило гражданам без лишних затрат и усилий оформить свои права на землю и постройки на ней, а государству расширить налогооблагаемую базу за счет введения этих земель в налоговый оборот. Закон оказался выгоден всем.

Однако действие его было изначально ограничено:

  • оформить право собственности на земельный участок бесплатно гражданин может только один раз;
  • участок должен быть получен гражданином в пользование до 2001 года;
  • приватизация земель данной категории должна быть разрешена в принципе.

Ограничение по сроку принятия надела в пользование связано с моментом вступления в действие новых принципов государственного регулирования приватизации земли, закрепленных Земельным кодексом.

С 2001 года была прекращена безвозмездная передача земельных участков в пользование частным лицам, а надел, полученный от государства раньше этого времени, стало возможно оформить в собственность по упрощенной схеме бесплатно.

Право на приватизацию земельных участков имеют только те граждане, которые используют их в соответствии с целевым назначением (с категорией земель). Если нарушены правила использования, участок может быть изъят.

Законодательство на данный момент предусматривает и другие случаи, когда возможна бесплатная приватизация земли, кроме предусмотренных законом о «дачной амнистии»:

  • земли, переданные на срок до шести лет в безвозмездное пользование для ведения личного подсобного или фермерского хозяйства, могут быть приватизированы по истечении 5 лет;
  • земельные участки, переданные на срок до шести лет в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства, могут быть приватизированы по истечении 5 лет;
  • один раз приватизировать землю бесплатно могут многодетные семьи.

Приватизация как общее понятие

До 1991 года граждане пользовались недвижимостью, принадлежавшей государству: квартиры, гаражи, земельные участки – всем этим можно было пользоваться, но нельзя было продавать. Переехать в другое жилье можно было двумя способами: через обмен (с доплатой за улучшение условий) или приобретение кооперативной (новой) квартиры.

Понятие частной собственности было введено в оборот с распадом СССР, тогда же начался процесс приватизации – передачи государственной и муниципальной недвижимости на праве собственности в частные руки.

Приватизации массово подверглись объекты жилой недвижимости и промышленные предприятия. А вот переданные когда-то в бессрочное пользование дачным и садоводческим товариществам так и оставались в основном в собственности государства.

Аналогичной была ситуация с наделами, расположенными под частными или многоквартирными домами, под гаражными комплексами и т.д. Учесть их количество, определить границы и площадь было практически невозможно.

При этом купля-продажа этих площадей находилась вне правового поля, а владельцы рисковали лишиться земли, если, например, начиналось строительство дороги или жилых домов на территории садоводческого товарищества.

Приватизация позволяет гражданам стать полноправными собственниками и по своему усмотрению распоряжаться полученным имуществом, а государству – вести полноценный учет объектов недвижимости и земель, получая доход в виде налога на имущество и земельного налога.

Принятый в середине 1990-х годов Земельный кодекс не предусматривал механизмов купли-продажи земли и передачи ее под залог.

Поэтому, если земля была приватизирована, например, в 1996 году, часто на нее не оформлялся документ – свидетельство о собственности, так как фактически свободно распоряжаться приватизированным участком было все еще невозможно.

Введенный в действие в 2001 году Земельный кодекс РФ упорядочил процедуру и порядок определения правового статуса земельных участков, сформировал основу легализации прав граждан на землю. К настоящему моменту, по оценкам экспертов, правом упрощенной регистрации граждане воспользовались для оформления собственности на 3,5 млн строений и более 7 млн земельных наделов.

Особенности приватизационного процесса

Для оформления земли в собственность установлена двухэтапная процедура:

  • получение согласия собственника (муниципального образования);
  • регистрация имущественных прав в Росреестре.

Если гражданин попадает под действие закона о «дачной амнистии», то первый этап проходить не нужно.

Этот закон касается только физических лиц и частных земельных владений. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут получить право собственности на землю только платно через процедуру выкупа территории у муниципалитета или государства.

Для запуска процесса нужно удостовериться в наличии правоустанавливающего документа: например, акта передачи земли в постоянное пользование или подтверждения передачи его по наследству.

При отсутствии таких документов подойдет выписка из похозяйственной книги, единого документа о частных земельных участках и их хозяевах.

Похозяйственная книга ведется как общий реестр на некоторой местности (в поселке или садовом товариществе).

Следует поставить надел на кадастровый учет, предварительно заказав в соответствующей организации геодезический план и межевой план.

Только после внесения в государственный реестр земельный участок может быть объектом правоотношений. Постановка земли на кадастровый учет – наиболее длительная и дорогостоящая часть процесса.

В результате гражданин получает кадастровый паспорт и выписку из ЕГРН, подтверждающие возможность установления правового статуса надела.

По получении кадастрового паспорта и при наличии всех остальных документов можно идти в Росреестр для подачи заявления на приватизацию.

Бесплатность процедуры заключается в отсутствии необходимости оплачивать стоимость приобретаемого объекта, но оформление собственности оплачивается госпошлиной.

Для тех, кто оформляет права на категории ИЖС, ЛПХ, ИГИС, госпошлина за регистрацию составит 350 рублей. Для других категорий земель – 2000 руб.

В случае отказа в приватизации земельного участка гражданин может обратиться с исковым заявлением в суд, оплатив пошлину, размер которой будет зависеть от учета стоимости участка при оформлении прав. Госпошлина, уплачиваемая при подаче иска в суд для обжалования отказа в бесплатной приватизации, составит 400 руб.

Наиболее сложной является приватизация земельных участков, расположенных под частными или многоэтажными домами, так как в этом случае они выкупаются собственником недвижимости, каким бы способом он ни приобрел ее ранее.

Цена выкупа определяется на основании кадастровой стоимости земли.

Приватизация таких наделов необходима, потому что защищает владельцев недвижимости от использования земли третьими лицами в обход собственников, от сноса построек или безвозмездного изъятия для государственных нужд.

Закон при этом предусматривает механизм защиты таких землевладельцев от посягательств третьих лиц: исключительное право на приватизацию земельных наделов, находящихся под частными и многоквартирными домами, принадлежит собственникам этих домов. То есть ситуация, когда дом принадлежит одному гражданину на праве собственности, а земля под ним – другому, законодательно исключена.

Необходимые документы

Для оформления земли в собственность по общей схеме приватизации потребуются следующие документы:

  • заявление на приватизацию;
  • документы на предоставление участка;
  • документы, подтверждающие право собственности на строения, расположенные на участке;
  • кадастровый паспорт участка;
  • технические паспорта на постройки;
  • копия и оригинал паспорта заявителя.

Упрощенная схема приватизации в рамках действия закона о «дачной амнистии» сокращает количество необходимых документов до двух: паспорта заявителя (плюс копия) и документа о выделении надела в пользование. При заполнении заявления на приватизацию указывается, кому и на каком праве передана земля, каким образом она будет использоваться в дальнейшем, где располагается участок.

Права владельцев

Что меняется для гражданина после приватизации земельного участка? Сравним две категории прав: право собственности и право пожизненного наследуемого владения. В первом случае, кроме прав владения и пользования, к гражданину переходит еще и право распоряжения: продажи, дарения, переобустройства и т.д.

Во втором случае за владельцем закрепляется право возведения на территории строений и оформления права собственности хотя бы на них.

Но построенная таким образом недвижимость может оказаться под угрозой сноса, если собственник – муниципалитет – примет решение о строительстве дороги или нового микрорайона на этой земле.

Какие земельные участки приватизировать нельзя?

Существуют категории земель, которые не могут быть переданы в частные руки по закону:

  • земли, на которых находятся заповедные зоны;
  • земли, на которых расположены публичные национальные парки;
  • земли общественного пользования (городские территории: улицы, площади и т.п.);
  • изъятые из оборота земли;
  • земли лесного и водного фондов;
  • участки, расположенные ближе 100 метров к береговой линии.

Тем не менее земли этих категорий могут быть переданы в долгосрочную аренду.

Источник: https://privatizacia.info/zakon-o-privatizatsii-zemelnyh-uchastkov/

Новый закон о приватизации земли 2021 год

О приватизации земельных участков

Статья акутальна на: Март 2021 г.

Передача земли в собственность граждан началась параллельно с приватизацией жилья.

До этого часто создавалась двоякая ситуация, когда дом или другое строение находились в частной собственности, а земля под ними – у государства.

Приняв решение о программе приватизации земельных участков, государство ликвидировало проблему.

Основания для оформления в собственность

Имеется ряд оснований для бесплатной передачи земли, о которых желающий иметь собственный участок должен быть осведомлен:

  1. Пользование участком на законных основаниях, при наличии оформленных договоров, дающих право владеть земельным наделом. При их присутствии приватизация происходит в упрощенном порядке, без любых оговорок и бесплатно.
  2. Если таких договоров нет, или они оформлены неверно, основанием для бесплатной передачи земли может стать отношение лица, желающего получить землю в собственность к некоторым категориям: Герои СССР или России, военнослужащие, ветераны войны, дети-сироты.
  3. Возможность приватизировать участок по дачной «амнистии».

Подпадают под бесплатную приватизацию следующие территории:

  • на которых находятся дома, купленные до принятия Земельного кодекса, при этом ранее построенные самовольно постройки не входят в их число;
  • используемые по договору аренды ИЖС или подсобные хозяйства;
  • используемые по праву наследства или пожизненного пользования;
  • полученные от государства дачные участки, а также территории, на которых построены гаражи.

Не допускается приватизация земли, которая:

  • изъята из оборота;
  • зарезервирована для государственных или муниципальных органов.

Законодательство

Приватизация земли происходит в соответствии с нормативными законами:

На основании этих законодательных актов, все земли, расположенные под недвижимыми объектами, находящимися в собственности граждан, должны либо переходить в собственность граждан, либо использоваться по договору аренды.

С чего начать

Чтобы начать приватизационный процесс, необходимо обратиться в муниципалитет с заявлением о передаче в собственность земельного участка под домовладением и приложить план участка.

Орган местного самоуправления в течение двух недель примет решение – заключить договор на передачу земли или отказать. В случае отрицательного ответа муниципалитет может предложить выкупить надел.

Если земля под строением не имеет кадастрового номера, то до написания заявления необходимо ходатайствовать о внесении надела в кадастр недвижимости.

Приватизация земли под частным домом

Бесплатная приватизация земли под частным домом возможна только через пять лет после выделения земли под постройку.

В такой ситуации использование надела по назначению подтверждается:

:  Какие документы для приватизация до 1998 года

  • документами на строение;
  • актом на ввод дома в эксплуатацию.

Под жилым помещением

Для того, чтобы получить земельный надел под строительство, необходимо соблюдение нескольких условий:

  • претендент не должен иметь иной земли под строительство;
  • необходима постоянная прописка в данной местности длительностью не меньше пяти лет;
  • лицо, претендующее на землю, не должно быть владельцем дома, в котором проживает;
  • быть молодым специалистом, согласным работать на селе по заключенному трудовому договору с администрацией.

Но и при соблюдении всех требований земельный участок не передается в собственность немедленно, для начала оформляется договор аренды сроком на три года. А уже после трех лет, если строения, планируемые для возведения, будут введены в эксплуатацию, происходит бесплатная передача в собственность.

Есть еще один способ приватизации земли под индивидуальное строительство, потребуется:

  • выделить требуемый участок на общем кадастровом плане;
  • получить лицензию на подключение к электро-, водо- и газоснабжению;
  • добиться разрешения от отдела архитектуры муниципалитета на работы по строительству;
  • отметить на плане наличие объектом инфраструктуры, или их отсутствие;
  • оформить с муниципалитетом договор о выделении участка под строительство;
  • поставить земельный надел на кадастровый учет.

В садовом товариществе

Оформить свой участок в собственность имеет право каждый член коллектива, если он имеет право использовать землю постоянно.

Для этого необходимо вначале узнать – на каком основании лицо использует землю.

Например, если участок получен для дачного хозяйства еще его отцом или дедом, то потребуется доказать право наследования.

https://www.youtube.com/watch?v=ynuBS58TE2E

Сколько стоит приватизация гаража в 2019 году? Узнайте здесь.

Процесс оформления ничем не отличается от получения в собственность земли, находящейся под частным домом.

Находящегося в аренде

Земля не может передаваться в аренду физическим лицам, поэтому приватизация арендованных земельных участков гражданами невозможна.

Но, существует практика выдачи надела по схожим с арендными правоотношениями основаниям, с условием обязательной регулярной платы.

После выделения частному лицу такого участка должно пройти пять лет, и только тогда гражданин может воспользоваться правом на приватизацию.

Под гаражом

Для начала необходимо оформить в собственность само строение, а затем уже заниматься землей под ним.

  • Для приватизации земли под отдельно стоящим гаражом, процедура несложная, данные о таком участке указаны изначально при постановке его на учет в Росреестре.
  • Сложнее дело обстоит с недвижимостью в гаражном кооперативе, здесь необходимо выделять надел из совместной собственности всех владельцев.

Под многоквартирным домом

Основные вопросы по приватизации земли под многоквартирным домом регулирует закон № 189-ФЗ.

В нем оговорено, что в случаях, когда участок, на котором находится постройка, не сформирован, то собственники жилых помещений могут провести общее собрание, где принять решение о подаче заявления в муниципалитет о его формировании. Впоследствии право собственности на землю передается без осложнений.

Собственникам необходимо будет предпринять несколько шагов:

  • получить в БТИ техпаспорт на территорию объекта;
  • провести размежевание;
  • зарегистрировать земельный участок под домом в Росреестре.

:  Что делать, если документы на приватизацию квартиры устарели

Порядок оформления

Бесплатной передаче подлежат только те наделы, которые выдавались до 2001 года.

Дополнительно к этому условию, нужно убедиться, что земля была выделена гражданину для:

  • ведения ЛПХ или дачи;
  • садово-огороднической деятельности.

Также необходимо знать основание, по которому заявитель на момент подачи заявления использует надел, это может быть право:

  • бессрочного использования;
  • пожизненного и наследуемого владения;
  • наконец, может быть заявлено, что определить право использования не представляется возможным.

В настоящее время межевание участка необязательно, вам не могут отказать, если о вашем наделе нет информации в кадастровом плане, но, лучше обезопасить себя и обратиться к геодезистам.

Потребуются следующие документы:

  • бумаги на постройки, находящиеся на территории участка;
  • техпаспорта всех строений;
  • справка из БТИ, где будет указана стоимость жилого дома;
  • ксерокопия паспорта;
  • справка, в которой указана стоимость земли по нормативам;
  • документ, в котором указаны сведения о площади участка и суммы налога.

Куда обратиться

Оформлением права собственности занимается местный муниципалитет, туда подается заявление со всеми необходимыми документами.

Но еще до того, как гражданин соберется идти в администрацию, ему необходимо посетить:

  • налоговую службу (можно зайти на официальный сайт);
  • земельный комитет;
  • геодезистов, которые исполнят межевание надела;
  • БТИ;
  • Росреестр.

Можно не заниматься этими походами по инстанциям самому, а привлечь юридическую компанию. Для этого составляется нотариально заверенная доверенность на право представлять ваши интересы во всех необходимых инстанциях.

Возможные схемы

Кроме самой приватизации участка, граждане могут использовать другие варианты оформления права на земельный надел.

Но такие методы ни в коем случае не приравниваются к процессу безвозмездной передачи в собственность, так как не подпадают под базовые принципы и условия программы.

По программе дачной амнистии

Так называемая дачная амнистия была введена законом от 30.06.2006 № 93-ФЗ.

Представляет собой облегченный и упрощенный порядок легализации жилых объектов недвижимости, в свое время построенных без разрешения.

Может быть проведена в отношении дачного домика, возведенного на земельном участке. Кстати, такие наделы могут оформляться в собственность параллельно с постройками.

Платная

Если гражданин не удовлетворяет каким-то требованиям бесплатной приватизации участка, он может воспользоваться альтернативным вариантом — выкупом земли через публичный аукцион.

Сколько стоит

Хоть сама приватизация участка и является безвозмездной, процесс оформления стоит определенной суммы. В разных регионах РФ услуги сильно отличаются, примерные расценки оформления в собственность земли публикуются в таблице.

Средние расценки за оформление документов для приватизации надела под частным домом:

Бесплатно

Бесплатная приватизация не означает, что заявителю вообще не придется потратить ни копейки.

Некоторые документы, справки имеют стоимость, например, чтобы измерить участок соответствующие службы возьмут от пяти тысяч рублей. Но гражданин нисколько не заплатит за то, что его несколько соток оформляются в частную собственность.

После 1 марта 2019 года статьи 28 и 56 Земельного кодекса, регламентирующие основные положения и касающиеся цены оформления в собственность наделов, утратили силу.

:  Можно ли продать дачу без приватизации

Теперь программа осуществляется полностью безвозмездно, но приватизация земельного участка может осуществиться однократно, так же, как и получение в собственность жилого помещения.

До какого года продлили

Ранее сроком окончания бесплатной передачи земли назывался декабрь 2013 года, затем его продляли еще несколько раз.

А после 1 марта 2019 года, вступил в силу ФЗ от 23.06.2014 № 171, который упростил выкуп наделов.

Вместе с тем в Законе оговаривалось, что после 1 марта 2019 года бесплатная приватизация будет запрещена.

В 2019 году приватизация по «дачной амнистии» была продлена до 2019 года, но потом пришли свежие новости, в которых граждан оповестили, что срок бесплатного оформления участков в собственность был снова увеличен, теперь до 2021 года.

Судебная практика

Судебная практика в РФ показывает, что порой местные муниципалитеты безосновательно отказывают гражданам в приватизации земли, настаивая на ее выкупе.

В таких ситуациях может помочь только обращение в суд с иском об отмене отказа в безвозмездном оформлении участка и рассмотрении прав собственности повторно.

Вопросы и ответы

Нередко, начиная процесс оформления земли, граждане сталкиваются с рядом неясных и непонятных вопросов, например, можно ли получить участок, если дом построен незаконно. Некоторые из них особенно часто звучат на приемах у юристов.

Сколько занимает времени

Сроки оформления сугубо индивидуальны, все зависит от того, все ли документы собраны, нет ли каких-либо «подводных камней», к примеру:

  • если все бумаги в наличии, то рассматривается заявление около двух месяцев и затем месяц уходит на регистрацию договора;
  • при отсутствии кадастрового паспорта срок увеличится на один месяц (столько занимает процесс изготовления документа);
  • если земля не оформлена в кадастровой службе, то постановка и оформление бумаг может продлиться от года до полутора лет.

Как приватизировать участок в СНТ? Узнайте тут.

До какого года продлена приватизация жилья? Читайте далее.

Нет документов на землю

Если вы не сможете найти в архивах БТИ землеотводной акт, то бесплатная приватизация для вас невозможна, возможен только выкуп.

Когда могут отказать

По закону отказать в приватизации муниципалитет может только в случаях, когда:

  • участок либо изъят из обращения, либо зарезервирован для муниципальных нужд;
  • надел расположен на берегу водоема в водоохранной зоне;
  • земля относится к местам общего пользования.

Отказ должен быть выдан в письменной форме.

Следует знать, что необходима мотивация отказа, соответствующая положениям только федерального законодательства.

Использование нормативных актов местного значения, как причины для отказа недопустимо.

: «Оформление гаража в собственность»

Статья написана по материалам сайтов: .

Источник: https://comfort-invest.ru/privatizacija/novyj-zakon-o-privatizacii-zemli-2019-god.html

Приватизация земельного участка под частным домом в 2020 году

О приватизации земельных участков

Нередко встречается ситуация, когда земля под частным домом не оформлена как собственность владельцем жилья. В таком случае его сложно назвать полноценным хозяином недвижимости, так как он пользуется участком, принадлежащим местным властям.

Для устранения подобной ситуации действующее законодательство допускает возможность бесплатно приватизировать земельный участок под жилым домом.

Она введена достаточно давно и доступна любому российскому гражданину.

Основания и процедура бесплатной приватизации, необходимые для этого документы, а также другие вопросы, связанные с оформлением земли в собственность, подробно рассматриваются в статье.

Необходимость приватизации

Отсутствие оформленного права собственности на землю под домом заметно ограничивает возможности для продажи, обмена, сдачи в аренду или совершения других сделок с жильем.

Дело в том, что далеко не каждого потенциального покупателя или арендатора устроит участок, который не принадлежит владельцу дома, а находится в его распоряжении на основании каких-либо других прав, например, аренды или бессрочного пользования.

Еще одним важным моментом становится неоднозначность трактовки действующим законодательством. Последнее воспринимает дом и землю под ним как единый объект недвижимости. Отсутствие права собственности на участок означает нарушение этого принципа.

В то же время необходимо отметить, что рассматриваемое мероприятия не относится к обязательным. Владелец жилья самостоятельно решает, воспользоваться правом на приватизацию земельного участка под домом или нет. Положительный ответ на этот вопрос позволяет получить полный контроль над объектом недвижимости и распоряжаться им по своему усмотрению.

Правовое регулирование вопроса

Порядок приватизации земельных участков, находящихся под частными домами, регламентируется несколькими федеральными законодательными актами. В качестве базовых можно выделить четыре из них:

  • Земельный кодекс РФ. Принят после подписания №136-ФЗ, датированного 25 октября 2001 года. Актуальная редакция введена в действие 28 августа 2020 года;
  • №178-ФЗ (датируется 21 декабря 2001 года). Определяет правила проведения приватизации на территории РФ. Сегодня действует версия Федерального закона от 31 июля 2020 года;
  • №93-ФЗ (датируется 30 июня 2006 года). Устанавливается порядок дачной амнистии;
  • №218-ФЗ (датируется 13 июля 2015 года). Регламентируется процедуру госрегистрации объектов недвижимости. Актуальный вариант ФЗ также принят 31 июля 2020 года.

Основания для бесплатной приватизации

Законодательство предусматривает два возможных варианта оформления прав собственности на земельный участок. Менее выгодным для будущего владельца становится выкуп земли, который осуществляется по кадастровой стоимости.

Основанием для запуска второго варианта – бесплатной приватизации – выступают:

  • заключенный с муниципалитетом арендный договор или соглашение о бессрочном пользовании землей;
  • выделение участка под один из двух видов разрешенного использования — ЛПХ или ИЖС;
  • участие в так называемой дачной амнистии;
  • право на получение социальных льгот от государства (для участников ВОВ, малоимущих, членов многодетных семей и т.д.);
  • владение домом до 1991 года включительно;
  • принадлежность участка к землям дачного кооператива, садоводческого товарищества или огородничества.

Данный перечень охватывает значительную часть земельных участков, находящихся под частными домами. Поэтому в большинстве случаев владелец жилья имеет право именно на бесплатную приватизацию земли.

Причины возможного отказа

Решение о возможности бесплатно приватизировать землю принимается на муниципальном уровне. В числе наиболее частых причин для отказа в проведении мероприятия необходимо отметить такие:

  • участок не принадлежит муниципалитету. Это означает, что земля выведена из оборота в резерв или передана конкретному ведомству, например, ФСБ или Минобороны;
  • приватизация проводится повторно. В подобной ситуации требуется восстановить документы на право собственности, которое были оформлены в первый раз;
  • отсутствуют необходимые документы. Перечень приводится ниже;
  • земля не подлежит отчуждению в собственность, так как относится к лесному или водному фонду, парковой или природоохранной зоне, месту общественного пользования и т.д.

Отказ в приватизации земли должен быть аргументирован. Обращение к квалифицированному юристу позволит определить его законность, а при необходимости – оспорить в суде.

Порядок приватизации

Упрощенная процедура приватизации доступна участникам дачной амнистии. В остальных случаях требуется последовательная реализации нескольких этапов, каждый из которых целесообразно рассмотреть подробнее.

Этап №1. Формирование комплекта документов

Стандартный набор документации включает в себя:

  • реквизиты паспорта будущих владельцев;
  • ИНН каждого из них;
  • правоустанавливающие документы на участок земли. К ним относятся: договор аренды или бессрочного пользования, дарственная, справа о вступлении в наследование, выделение под ИЖС и т.д.;
  • документация на землю (при наличии) – кадастровая и техническая;
  • правоустанавливающие документы на жилой дом (выписка из ЕГРН, договор купли-продажи и т.д.);
  • справка о стоимости земли по кадастровому учету;
  • документы о величине налога на землю и отсутствии задолженности по его уплате.

Этап №2. Оформление и подача заявления

Основанием для запуска процедуры приватизации становится заявление. Документ оформляется в свободной форме, но в обязательном порядке содержит несколько реквизитов, включая:

  • наименование муниципального органа, занимающегося рассмотрением вопроса;
  • ФИО заявителя;
  • его контактные данные;
  • информация об участке земли (как можно более полная);
  • ходатайство о предоставлении земли в собственности;
  • подпись с расшифровкой;
  • дата составления документа.

Бланк и образец заявления можно найти по ссылке.

Этап №3. Межевание участка

Оформлением межевых и кадастровых документов занимаются специализированные организации, в штате которых присутствуют кадастровые инженеры. К последним предъявляется ряд требований, выполнение которых обязательно для ведения профессиональной деятельности. В их числе:

  • профильное образование;
  • участие в СРО;
  • действующее удостоверение о подтверждении квалификации.

Результатом работы кадастрового инженера становится комплект документов. Он необходим для постановки объекта на учет и внесения в ЕГРН,  также для последующей госрегистрации прав собственности.

Этап №4. Подписание договора с муниципалитетом

Договор о приватизации подписывается новым и старым владельцем земли. В документе содержится исчерпывающая информация о земельном участке, включая сведения, полученные в результате межевания и выполнения кадастровых работ. Речь в данном случае идет о площади и местоположении земли, количестве владельцев и их долях, назначении участка и т.д.

Этап №5. Госрегистрация права собственности

Завершающая стадия описываемой процедуры. Предусматривает формирование и подачу комплекта документов в Росреестр. Предоставление документации осуществляется как при личном посещении территориального подразделения этого ведомства, так и путем обращения в МФЦ. Оформление права собственности подтверждается выпиской из ЕГРН.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ed65cc1b518fa3bb2db01c4/privatizaciia-zemelnogo-uchastka-pod-chastnym-domom-v-2020-godu-5f685a9e4c07ce060407ef0c

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.