Правовой режим земель водного транспорта

Земли транспорта

Правовой режим земель водного транспорта
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Земельное право » Категории земель » Земли транспорта

Земли транспорта – это земли, главное предназначение которых организация, использование и эксплуатация для обеспечения объектов различных видов транспорта, а также возникающих в связи с их использованием земельных отношений.

В земельном законодательстве достаточно четко прописано, для каких целей и как именно должны использоваться те или иные земли, в том числе и земли, отведенные для транспорта.

Понятие транспортных земель

Земли транспорта, согласно статье 87 Земельного кодекса РФ, представляют собой отдельную категорию земель, использование которых контролируется государством. Более подробное определение и правовой режим транспорта описан в статье 90 Земельного кодекса России.

Земли транспорта – это земли, главное предназначение которых организация, использование и эксплуатация для обеспечения объектов различных видов транспорта, а также возникающих в связи с их использованием земельных отношений.

Регулируются вопросы не только Земельным кодексом России, но и различными предметными федеральными законами, а также соответствующими законами субъектов федерации, которые имеют отношение к вопросам землепользования.

Виды транспорта, их характеристики

Понятие земель транспорта подразумевают использование земель для следующих разновидностей транспорта:

  • для сообщения железнодорожным путем;
  • морские пути и прилегающие к государству морские просторы;
  • для внутренних водных путей;
  • для автомобильного сообщения;
  • воздушный транспорт;
  • иные виды транспорта.

Правовой режим земель транспорта подразумевает использование земельных участков, которые находятся за пределами населенных пунктов, однако входят или могут входить в территории, которые ими обслуживаются. Согласно действующему законодательству земли, если это не препятствует их использованию по прямому назначению, могут быть сданы в аренду для сельскохозяйственных или иных нужд.

Земли железнодорожного транспорта подразумевают использование со следующими целями:

  • для размещения и прокладывания железнодорожных путей;
  • для того чтобы были установлены земли отвода, а также охранные участки железнодорожных путей;
  • для размещения всех зданий и объектов, имеющих отношение к железнодорожному сообщению. Это вокзалы, станции, переходы (наземные и надземные), прочие объекты.

Земли железнодорожного транспорта, согласно действующему законодательству, должны быть использованы с учетом следующих нормативно-правовых актов:

  • градостроительного назначения;
  • земельных норм;
  • санитарных;
  • противопожарных;
  • экологических;
  • прочих актов, предусматривающих эксплуатацию земель транспорта.

Правовой режим земель железнодорожного транспорта подразумевает факт использования земель около проложенных путей и объектов железнодорожного назначения для аренды физическим или юридическим лицам. На усмотрение муниципалитета, к которому относятся земли транспорта, земля около них может быть сдана в аренду для строительства жилого массива или для любых других нужд.

При этом использование арендованных земель не должно препятствовать нормальной эксплуатации транспортных земель и всего, что на них расположено.

Земли автомобильного транспорта могут быть использованы для следующих целей:

  • для строительства и эксплуатации автомобильного дорожного полотна;
  • для размещения и использования объектов автомобильного и дорожного сервиса, а также для размещения дорожных постов, находящихся в ведомстве Управления Министерства внутренних дел;
  • для установления и использования автомобильных земель отвода. Последние могут быть выделены в аренду под сельскохозяйственные нужды.

Земли морского транспорта, а также внутреннего водного транспорта могут быть использованы со следующими целями:

  • для выделения полосы берега, а также ее эксплуатации;
  • для размещения объектов, необходимых для обслуживания и использования морского транспорта. К таким объектам относятся морские порты, причалы, пирсы, технические сооружения и здания, а также прочие объекты;
  • для размещения водных путей, созданных искусственным путем.

Береговая полоса, согласно действующему законодательству, используется для обслуживания морского транспорта, однако это не исключает факта сдачи в аренду некоторых ее участков физическим или юридическим лицам для осуществления их деятельности.

Правовой режим земель воздушного транспорта подразумевает выделение земельных участков для нормальной эксплуатации воздушного транспорта, его обслуживания, размещения объектов и сооружений, которые для этого необходимы.

Например, для постройки аэровокзалов, аэропортов, линий посадки и взлета самолетов, вертолетов и иных транспортных средств, попадающих под категорию воздушных.

Правовой режим земель трубопроводного транспорта

Земли, которые отведены для газоснабжения, находятся под особой защитой государства. Поэтому и категорически запрещено расположение, строительство и внеплановая реконструкция каких-либо объектов, которые не предусмотрены нормами действующего законодательства.

Земли трубопроводного транспорта могут быть использованы, согласно статье 90 Земельного кодекса России, исключительно для следующих целей:

  • Для того чтобы на них были размещены (подразумевается наземное строительство) сооружения или здания, а также любые другие объекты, необходимые для использования или прокладывания нефтепровода, газопровода, а также прочих видов трубопроводных объектов;
  • Для того чтобы на них были размещены (подразумевается исключительно наземное строительство и эксплуатация) сооружения и здания, которые нужны для корректной эксплуатации любого вида трубопровода.

Земли, которые предназначены для транспорта такого вида не могут быть сданы в аренду или бессрочное пользование кому-либо (как физическим, так и юридическим лицам), а также для нужд государства или муниципалитета, которые не подразумевают использование трубопроводного транспорта.

Порядок, регулирующий резервирование земель под строительство и реконструкцию объектов транспорта

Согласно статье 70.

1 Земельного кодекса РФ земли, находящиеся в пользовании физических лиц, юридических лиц, муниципалитета и государства, могут быть зарезервированы под строительство или реконструкцию объектов транспорта по основаниям, которые прописаны в статье 49 Земельного кодекса России. Земли могут быть изъяты у собственников во временное пользование с компенсацией или соответствующей заменой в натуре (вместо одного участка, который подлежит резервированию, предлагают равноценный во временное пользование).

Резервирование имеет свой «срок годности». Законодательством предусмотрено, что земли могут быть временно использованы под строительство или реконструкцию не более чем на три года, а если эти земли ранее находились в собственности государства, но использовались для других целей, то на срок не более двух лет.

Кроме того, земли, которые принадлежат государству, но не использовались с какой-то целью, не были сданы в аренду или бессрочное пользование физическим и юридическим лицам для эксплуатации, могут быть зарезервированы для реконструкции или строительства транспортных объектов на срок до 20 лет.

При этом изменение правового статуса земель на время резервации не предусматривается. Порядок резервации устанавливается Правительством РФ.

Запрет на изменение категории земель, предоставленных под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта

Согласно пункту 8 статьи 90 Земельного кодекса РФ запрещается перевод земель в другую категорию, если они были предоставлены для строительства/реконструкции или капитального ремонта тех объектов, которые предназначены для трубопроводного транспорта.

Если все остальные транспортные земли со временем могут приобрести другой статус (например, быть переведены из земель транспорта в земли сельскохозяйственного назначения), то трубопроводные земли лишены этой возможности.

Связано это со сложной технически и опасной практически эксплуатацией такого вида земель. Земли, которые находятся в частной собственности у физических или юридических лиц, могут быть изъяты в принудительном порядке, если это требуется для эксплуатации трубопроводного транспорта (к примеру, прокладки таких сетей).

Те земли, на которых на подземном уровне находятся трубопроводы, не требуют оформления в собственность со стороны компаний, которые их обслуживают и используют.

Однако право на использование земли становится ограниченным: землю нельзя продать, сдать в аренду или использовать без соответствующего разрешения органов исполнительной власти, органов государственной власти или органов муниципальной власти.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/zemli-transporta.html

Правовой режим земель водного транспорта

Правовой режим земель водного транспорта

1. В зависимости от вида водного транспорта земли этой категории подразделяются на земли морского транспорта и земли внутреннего (речного и озерного) водного транспорта, правовой режим которых несколько различается.

К землям морского транспорта относятся земли:

а) под морскими торговыми портами со всеми находящимися на них техническими и гражданскими сооружениями, площадями, набережными, пристанями, служебными, жилыми и культурно-бытовыми сооружениями;

б) земли под судостроительными и судоремонтными заводами, судоремонтными базами, маяками и обслуживающими их территориями.

Правовой режим использования этих земель регулируется в основном Кодексом торгового мореплавания от 30 апреля 1999 г.

Земельные участки для указанных целей предоставляются в установленном порядке в бессрочное, временное пользование или в аренду морским портам, судостроительным и судоремонтным заводам, базам и иным предприятиям, обслуживающим нужды морского флота и выступающим в качестве субъектов права на землю.

Размеры предоставляемых участков и условия пользования ими определяются проектной документацией и решением органов, предоставивших землю. Частные или приватизированные предприятия могут иметь земельные участки на праве собственности. Права и обязанности землепользователей установлены ст. ст.

40 – 42 ЗК РФ, а также нормами указанных выше специальных нормативных актов.

Ведомственное управление землями этой категории осуществляется Министерством морского флота.

Земельные участки, отнесенные к морскому транспорту, используются соответствующими субъектами непосредственно для строительства и обслуживания указанных выше объектов флота.

Однако часть земель, временно не используемых по прямому назначению, может передаваться ими другим ведомствам и организациям на договорных началах во временное пользование для складирования грузов, устройства подъездных путей и т.п.

2. К землям внутреннего водного транспорта относятся участки, занятые:

– речными и озерными портами, пристанями, гаванями, причалами и затонами;

– пассажирскими речными и иными вокзалами и павильонами;

– судоходными каналами и гидротехническими сооружениями;

– берегоукрепительными сооружениями и насаждениями;

– объектами обслуживания внутреннего водного транспорта (базами, заводами, верфями, служебными, жилыми, культурно-бытовыми помещениями и т.п.).

Правовое положение земель внутреннего водного транспорта регулируется Кодексом внутреннего водного транспорта, принятым в апреле 2001 г.

Земельные участки для нужд водного транспорта предоставляются соответствующим субъектам (речным и озерным портам, судовым верфям, судоремонтным заводам) на праве бессрочного или временного пользования, а также на праве аренды.

Кроме того, они могут приобретаться в собственность в порядке приватизации или совершения сделок отчуждения. Их права и обязанности как землепользователей определены ст. ст. 40 – 42 ЗК РФ. В соответствии со ст.

6 ВК РФ на внутренних водных путях (вне городских населенных пунктов) устанавливается береговая полоса (бечевник) шириной в 20 м, которая предназначается для общего пользования.

Здесь каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания, в том числе с целью купания, рыболовства и причаливания плавательных средств. В частности, на береговой полосе внутренних водных путей разрешается:

– устройство приспособлений для причаливания судов и плотов, погрузка и выгрузка грузов (без устройства постоянных сооружений) и их временное хранение;

– хранение твердого топлива для судов, предприятий и организаций водного транспорта, а также временное хранение рыболовных снастей и судовых принадлежностей;

– устройство временных зимовочных помещений, а также помещений для механической тяги судов;

– хранение в зимнее время древесины, предназначенной для сплава.

В соответствии со ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта береговая полоса может безвозмездно использоваться для работ, связанных с судоходством.

Использование береговой полосы для осуществления хозяйственной и иной деятельности не допускается, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности судоходства. В любом случае осуществление такой деятельности должно согласовываться с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

То же относится и к отводу земельных участков в пределах береговой полосы для строительства каких-либо строений и сооружений.

Предыдущая78798081828384858687888990919293Следующая

Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1107; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/6-39809.html

Правовой режим использования земель водного транспорта

Правовой режим земель водного транспорта

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Основные положения правового режима использования земель водного транспорта………………………………………………………………………….4

2. Особенности правового режима охраны водных объектов……………….8

Заключение………………………………………………………………………..10

Список использованной литературы и источников…………………………11

Введение

Жизнь современного общества немыслима без развитой транспортной инфраструктуры. В связи с этим актуальное значение приобретают земельные участки, которые в силу ч. 1 ст. 9 Конституции РФ и пп. 1 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) призваны обеспечить основу жизни и деятельности человека, и их правовой режим [9].

Исходя из этимологии слова «режим» (в переводе с французского «порядок») под ним можно понимать установленную законом систему общественных отношений по использованию земель. Этот режим может быть общим для всех земель РФ, а может быть особенным для определенных категорий земель и местностей, также он может быть и специальным, присущим конкретным земельным участкам.

Таким образом, правовой режим земель — это установленный законом порядок их учета, мониторинга, использования и охраны, установленный законодательством [7].

В соответствии со ст. 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта.

Объектом нашего изучения в настоящей работе является водный транспорт. Водный транспорт – это вид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов по рекам, озерам, каналам, вдоль морских побережий, а также в трансокеанских рейсах.

В связи с выше изложенным, целью и задачами работы является теоретическое рассмотрение вопроса особенностей формирования правового режима использования земель водного транспорта.

1. Основные положения правового режима использования земель водного транспорта

Базовый акт водного законодательства – Водный кодекс РФ (далее ВК РФ). Согласно ВК РФ (ст.

3) регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав [3].

Как следует из ст. 1 ВК РФ, водный фонд – совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации. Под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными волами, сосредоточенными в водных объектах, а также запятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Па землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование [6].

В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты (ст. 5 ВК РФ).

 Большая часть водных объектов находится в федеральной собственности (ст. 8 ВК РФ). В собственности субъектов РФ, муниципальных образований, граждан и юридических лиц могут находиться лишь пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего им на праве собственности.

Право собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

Пруды и обводненные карьеры могут отчуждаться в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены.

Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера [6].

Земли водного фонда – это вторая категория земель, в отношении которой законодателем делается отступление от принципа подчиненности правовому режиму земельного участка всего того, что находится над и под ним. Это сделано в интересах обеспечения функционирования водного объекта как природного объекта и составной части окружающей среды [6].

Водные объекты могут располагаться на землях различных категорий, а не только в границах категории земель водного фонда. В таких случаях на них распространяются нормы ВК РФ (например, в части охраны вод от загрязнения), а также нормы ЗК РФ и иного законодательства, определяющего правовой режим соответствующей категории земель, рассмотренного далее.

В зависимости от вида водного транспорта земли этой категории подразделяются на земли морского транспорта и земли внутреннего (речного и озерного) водного транспорта, правовой режим которых несколько различается.

 К землям морского транспорта относятся земли:

 а) под морскими торговыми портами со всеми находящимися на них техническими и гражданскими сооружениями, площадями, набережными, пристанями, служебными, жилыми и культурно-бытовыми сооружениями;

 б) земли под судостроительными и судоремонтными заводами, судоремонтными базами, маяками и обслуживающими их территориями.

Правовой режим использования этих земель регулируется в основном Кодексом торгового мореплавания от 30 апреля 1999 г. [8]

Земельные участки для указанных целей предоставляются в установленном порядке в бессрочное, временное пользование или в аренду морским портам, судостроительным и судоремонтным заводам, базам и иным предприятиям, обслуживающим нужды морского флота и выступающим в качестве субъектов права на землю.

Размеры предоставляемых участков и условия пользования ими определяются проектной документацией и решением органов, предоставивших землю. Частные или приватизированные предприятия могут иметь земельные участки на праве собственности. Права и обязанности землепользователей установлены ст. ст.

40 – 42 ЗК РФ, а также нормами указанных выше специальных нормативных актов.

Ведомственное управление землями этой категории осуществляется Министерством морского флота.

Земельные участки, отнесенные к морскому транспорту, используются соответствующими субъектами непосредственно для строительства и обслуживания указанных выше объектов флота.

Однако часть земель, временно не используемых по прямому назначению, может передаваться ими другим ведомствам и организациям на договорных началах во временное пользование для складирования грузов, устройства подъездных путей и т.п.

К землям внутреннего водного транспорта относятся участки, занятые:

  • речными и озерными портами, пристанями, гаванями, причалами и затонами;
  • пассажирскими речными и иными вокзалами и павильонами;
  • судоходными каналами и гидротехническими сооружениями;
  • берегоукрепительными сооружениями и насаждениями;
  • объектами обслуживания внутреннего водного транспорта (базами, заводами, верфями, служебными, жилыми, культурно-бытовыми помещениями и т.п.).

Правовое положение земель внутреннего водного транспорта регулируется Кодексом внутреннего водного транспорта, принятым в апреле 2001 г.

Земельные участки для нужд водного транспорта предоставляются соответствующим субъектам (речным и озерным портам, судовым верфям, судоремонтным заводам) на праве бессрочного или временного пользования, а также на праве аренды. Кроме того, они могут приобретаться в собственность в порядке приватизации или совершения сделок отчуждения.

Их права и обязанности как землепользователей определены ст. ст. 40 – 42 ЗК РФ.

Также в соответствии со ст. 6 ВК РФ на внутренних водных путях (вне городских населенных пунктов) устанавливается береговая полоса (бечевник) шириной в 20 м, которая предназначается для общего пользования.

Здесь каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания, в том числе с целью купания, рыболовства и причаливания плавательных средств [8].

В частности, на береговой полосе внутренних водных путей разрешается:

  • устройство приспособлений для причаливания судов и плотов, погрузка и выгрузка грузов (без устройства постоянных сооружений) и их временное хранение;
  • хранение твердого топлива для судов, предприятий и организаций водного транспорта, а также временное хранение рыболовных снастей и судовых принадлежностей;
  • устройство временных зимовочных помещений, а также помещений для механической тяги судов;
  • хранение в зимнее время древесины, предназначенной для сплава.
В соответствии со ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта береговая полоса может безвозмездно использоваться для работ, связанных с судоходством.

Использование береговой полосы для осуществления хозяйственной и иной деятельности не допускается, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности судоходства. В любом случае осуществление такой деятельности должно согласовываться с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте [8].

Водные объекты могут предоставляться в пользование на основании договора о водопользовании или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Для некоторых видов водопользования заключение договора или принятие решения о водопользовании не требуется (например, для научных, учебных целей).

На основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем 20 лет (ст. 14 ВК РФ).

Право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, установленном гражданским законодательством, а право пользования подземными водными объектами – в порядке, предусмотренном законодательством о недрах [6]. Более подробно о договоре водопользования (порядке, условий и содержании договора) изложено в главе 3 ВК РФ.

2. Особенности правового режима охраны водных объектов

Также немало важен вопрос об охране водных объектов. Общему порядку и правилам охраны водных объектов подробно посвящена глава 6 ВК РФ.

Охрана водных объектов – это система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

Как и в случаях охраны других природных объектов, задача охраны вод решается посредством возложения обязанностей на субъектов водных отношений (граждан и юридических лиц, а также органы публичной власти), включая установление требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также посредством придания отдельным водным объектам особого эколого-правового статуса.

Согласно ст. 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений.

Охрана водных объектов, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, осуществляется их исполнительными органами в пределах их полномочий.

При использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны проводить водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами.

Наряду с общими требованиями по охране водных объектов (от загрязнения и засорения, при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации водохозяйственных систем и т.д.) законодатель предусматривает по отдельным категориям водных объектов дополнительные требования (по охране болот от загрязнения, охране ледников и снежников, подземных вод и т.п.).

Не менее важным средством охраны водных объектов от вредных воздействий является установление зон (округов) санитарной охраны источников водоснабжения. Основной целью создания и обеспечения режима в таких зонах является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений [6].

Заключение

Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что регулирование земель водного транспорта осуществляется Земельным кодексом, Водным кодексом и многочисленными нормативными правовыми актами.

В общей сложности водное законодательство взаимодействует с нормами международного права (являющимися составной частью российской правовой системы), с гражданским, санитарным, земельным, административным и финансовым законодательством.

Как отмечают многие исследователи в области земельного права, данные правовые акты порождают правовую неопределенность в практике применения данного законодательства.

В связи с этим, ученые полагают, что возникает необходимость в унификации правового регулирования и формулировании предложений по совершенствованию действующего законодательства, предусматривающего правовой режим земель водного транспорта.

Источник: https://www.referat911.ru/Zemelnoe-pravo/pravovoj-rezhim-ispolzovaniya-zemel-vodnogo/358834-2800704-place1.html

Особенности правового режима земель водного транспорта

Правовой режим земель водного транспорта

Согласно п. 1 ст.

90 ЗК РФ, землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 90 ЗК РФ, в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1. размещения искусственно созданных внутренних водных путей;

2. размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;

3. выделения береговой полосы.

Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий поселений. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

В целях создания условий для строительства и реконструкции объектов водного транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами (п. 7 ст. 90 ЗК РФ).

Правовой режим земель водного транспорта регламентируется также ФЗ РФ от 7 марта 2001 года N 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта РФ»(с изменениями на 30 июня 2003 года).

Положения «Кодекса внутреннего водного транспорта РФ» распространяются на:

· внутренние водные пути Российской Федерации и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения;

· порты, расположенные на внутренних водных путях Российской Федерации;

· суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях Российской Федерации.

«Кодекс внутреннего водного транспорта РФ» дал правовое определение следующим понятиям:

· внутренние водные пути Российской Федерации (далее – внутренние водные пути) – естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства;

· причал – гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов;

· речной порт (далее также – порт) – комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.

Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования;

· пункт отстоя – земельный участок и акватория поверхностного водного объекта, обустроенные и оборудованные в целях ремонта, отстоя в летнее и зимнее время года, технического осмотра судов и иных плавучих объектов.

Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта непосредственно либо через его территориальные органы или находящиеся в его ведении государственные организации, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им полномочий.

Внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами. Перечень внутренних водных путей утверждается Правительством Российской Федерации.

Границы зон навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов по внутренним водным путям и морским путям определяются в порядке, установленном совместными решениями федерального органа исполнительной власти в области транспорта, федерального органа исполнительной власти в области обороны и федерального органа исполнительной власти в области рыболовства.

Строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях, а также добыча нерудных строительных материалов осуществляется по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте и государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.

Владельцы сооружений на внутренних водных путях обязаны за свой счет устанавливать навигационные огни и знаки, другое оборудование и обеспечивать их действие в целях безопасности судоходства в соответствии с требованиями государственных стандартов по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

Владельцы разводных и подъемных мостов обязаны за свой счет разводить и поднимать их в порядке, согласованном с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте, или на основании их заявок.

Владельцы регулирующих уровень воды на внутренних водных путях сооружений на участках внутренних водных путей выше и ниже таких сооружений обязаны поддерживать согласованные с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта уровни воды, необходимые для судоходства.

Эксплуатация регулирующих уровень воды на внутренних водных путях сооружений и регулирование режима сброса воды ниже таких сооружений осуществляются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Гарантированные глубины на реках, которые используются для судоходства и которые расположены на территориях нескольких государств, устанавливаются на основании международных договоров Российской Федерации.

В пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий городских поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу – полосу земли шириной 20 метров от края воды в глубь берега при среднем многолетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега в глубь берега. Особые условия пользования береговой полосой устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте и другие организации внутреннего водного транспорта освобождаются от платы за занимаемые ими земельные участки, в том числе за земельные участки, покрытые водой, и искусственно созданные земельные участки при строительстве гидротехнических сооружений и создании охранных зон линий связи.

Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте имеют право:

· пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих целей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

· устанавливать на береговой полосе береговые средства навигационного оборудования;
осуществлять рубки произрастающих на береговой полосе деревьев и кустарников для обеспечения безопасности судоходства, в том числе видимости береговых средств навигационного оборудования, а также для геодезического обоснования при съемках участков русел рек. Установка береговых средств навигационного оборудования и прокладка просек для обеспечения их видимости могут проводиться также за пределами береговой полосы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации и водным законодательством Российской Федерации;

· использовать безвозмездно для проведения указанных в настоящем пункте работ грунт, камень, гравий, деревья и кустарники, находящиеся в пределах береговой полосы;

· разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке;

· разрешать строительство временных строений и проведение других необходимых работ в случаях непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами.

Лица, использующие береговую полосу для проведения временных работ, после их окончания обязаны очистить береговую полосу и обустроить ее.

Установка на береговой полосе каких-либо постоянных огней, направленных в сторону судовых ходов, за исключением навигационных огней, запрещается.

Владельцы временных огней должны согласовать их установку с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте и обеспечить ограждение таких огней со стороны судовых ходов.

Не допускается использовать береговую полосу для осуществления хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности судоходства.

Проекты строительства или реконструкции хозяйственных и иных объектов, размещаемых на береговой полосе, подлежат обязательному согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

Право пользования береговой полосой не распространяется на особо охраняемые природные территории, территории гидротехнических сооружений, земельные участки, на которых размещены мелиоративные сооружения, полосы отвода автомобильных и железных дорог, земельные участки, укрепленные специальными сооружениями, и на другие земли, предусмотренные земельным законодательством Российской Федерации и иным законодательством Российской Федерации.

Отвод земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, и выделение участков акватории внутренних водных путей, строительство на них каких-либо зданий, строений и сооружений осуществляются в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации и водным законодательством Российской Федерации, по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.
Пользование береговой полосой в пределах внутренних водных путей на участках пограничных зон Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Запрещается оставление в акватории и на береговой полосе в пределах внутренних водных путей безнадзорных судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющих их использование.

Портовые гидротехнические сооружения, навигационное и гидрографическое оборудование, перегрузочные комплексы, причалы, служебные здания и иное находящееся на территории порта имущество могут находиться в любой собственности.

Отнесение находящегося на территории порта государственного имущества к федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Перечень портов с указанием портов общего пользования, видов осуществляемых в портах операций и расстояний между такими портами публикуется для общего сведения в сборнике правил и тарифов внутреннего водного транспорта.

Территорию порта составляют земельные участки, отведенные порту в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, в том числе зоны, необходимые для его перспективного развития.

Акваторию порта составляют отведенные порту в установленном законодательством Российской Федерации порядке участки акватории в пределах внутренних водных путей, в том числе рейды и подходы к порту. Обозначение границ акватории порта осуществляется бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте.

Для регулирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в порту, а также деятельности, связанной с использованием находящихся в порту судов, бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, могут утверждать обязательные постановления, касающиеся деятельности в порту, при этом составной частью таких постановлений является описание установленных границ порта.

Отдельные виды хозяйственной деятельности, осуществляемые портовыми властями, могут быть переданы юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в порту.

Источник: https://studopedia.su/19_52328_osobennosti-pravovogo-rezhima-zemel-vodnogo-transporta.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.