Правовой режим земель запаса

Вопрос 60. Правовой режим земель запаса

Правовой режим земель запаса

Земли запаса – основное целевое назначение еще не определено, они не предоставлены гражданам и юридическим лицам, за исключением фонда перераспределения земель; находятся в государственной или муниципальной собственности; их использование допускается после перевода в другую категорию.

Выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации земли могут переводиться в земельный запас. Неиспользуемые земли, выявленные в результате инвентаризации земель, возможно передавать в состав земель запаса.

За счет земель запаса может создаваться целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих войск.

За счет земель запаса создается земельный фонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев.

Из этого же фонда могут выделяться участки для индивидуального жилищного строительства гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004, Статья 13:

Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЗАПАСА

К землям запаса относятся все земли, не включенные в земли иных категорий либо исключаемые из их состава.

Согласно ЗК РФ землями запаса могут быть земли, одновременно отвечающие трем условиям.

Во-первых, земли должны находиться в государственной и муниципальной собственности.

Во-вторых, земли не должны быть предоставлены гражданам и юридическим лицам.

В-третьих, земли не должны использоваться до их перевода в иные категории и последующего предоставления различным лицам. По существу, к землям запаса могут относиться только те земли, которым придается резервное значение.

Земли запаса находятся в государственной или муниципальной собственности. К землям запаса не относятся земли, включенные в фонд перераспределения земель, правовой режим которого урегулирован в ст. 60 ЗК РФ. Земли фонда перераспределения относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

Земли запаса предназначены быть резервом (запасом) для пополнения состава земель иных категорий.

В этом состоит целевое назначение земель указанной категории. По данным государственного земельного учета в землях запаса, так же как и в землях других категорий, выделяют сельскохозяйственные угодья (пашня, залежь, многолетние насаждения, кормовые угодья), леса, земли под древесно-кустарниковой растительностью, земли под водными объектами, земли под болотами, земли застройки, земли

под дорогами, нарушенные земли, прочие земли.

Земли запаса могут быть использованы для нужд отгонного животноводства, например черные земли, т. е. земли, не покрываемые устойчивым снежным покровом и потому удобные для пастьбы скота в зимнее время.

Отнесение земель к землям запаса не исключает их использования, но данное использование будет специфичным.

В состав земель запаса могут быть также включены при определенных условиях иные земельные участки, например в случаях консервации согласно п. 3 ст. 14 ЗК РФ.

Земли запаса используются только при условии, если они не предоставлены гражданам и юридическим лицам. У граждан и юридических лиц могут возникнуть права на земельные участки, находящиеся на землях запаса, только после перевода этих земель в другую категорию.

В соответствии с ФЗ от 17 июля 2001 г.№101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» земли запаса должны быть отнесены к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности.

В ст. 3-5 вышеуказанного Закона предусматривается, что на землях запаса может располагаться недвижимое имущество. Этим недвижимым имуществом могут быть как природные объекты, так и объекты искусственного происхождения.

Федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность на земли запаса предлагается определять исходя из того, в чьей собственности находятся или находились объекты, расположенные на этих землях.

В п. 2 ст. 103 ЗК РФ запрещается использовать земли запаса до перевода их в другую категорию земель. Однако для использования земель в целях прогона скота, охоты и некоторых иных нужд предоставления земельных участков конкретным гражданам и юридическим лицам не требуется.

Источник: https://studopedia.su/20_8845_vopros--pravovoy-rezhim-zemel-zapasa.html

Правовой режим земель запаса

Правовой режим земель запаса

К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные для использования гражданам или юридическим лицам, за исключением земельного фонда перераспределения, формируемого в соответствии со ст. 80 ЗК РФ (ст. 103 ЗК РФ).

Землями запаса считаются все государственные или муниципальные земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование или аренду конкретным субъектам, а также земельные участки (и земельные доли), выкупленные у собственников органами государственной власти или местного самоуправления.

К ним также относятся земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено по решению судов, компетентных государственных органов или органов местного самоуправления, при добровольном отказе, истечении срока предоставления и изъятии за нарушение земельного законодательства.

В случае отказа сельскохозяйственной коммерче­ской организации от использования невостребованных земельных долей они также временно переходят в категорию земель запаса.

Земли запаса – это самостоятельная категория земель в едином земельном фонде Российской Федерации. В основном это свободные или неосвоенные земли, т. е. не включенные в хозяйственную эксплуатацию.

Они служат резервом для предоставления участков для различных государственных, муниципальных, общественных, личных и иных нужд.

Это означает, что предоставление земель запаса в собственность или постоянное пользование гражданам и юридическим лицам влечет их переход в другие категории в зависимости от цели предоставления.

По площади эта категория земель занимает третье место, уступая лишь землям сельскохозяйственного назначения и государственного лесного фонда, и составляет 6,4% земельного фонда страны. Однако расположены они прежде всего в необжитых районах с тундровыми почвами Крайнего Севера, Дальнего Востока и Алтая.

Что касается хозяйственно-развитых районов страны, то здесь площадь земель данной категории весьма незначительна. В зависимости от вида собственности на землю, земельный запас может быть федерального, ре­гионального и местного значения. Земли запаса находятся в непрерывной динамике.

Они могут пополняться за счет изъятия у собственников и землепользователей в порядке, установленном законодательством, за счет возврата земель в связи с истечением срока пользования, минования надобности в них или добровольного отказа.

В то же время они постоянно уменьшаются на число земель запаса, распространяя на них режим свободного хозяйственного оборота.

Управление землями запаса практически сводится к осуществлению функции распределения их, т. е. предоставления конкретным субъектам, и охраны.

Земельные участки из состава земель запаса могут передаваться в собственность, постоянное пользование, аренду, временное пользование теми исполнительными органами власти или органами местного самоуправления, в ведении которых они находятся, независимо от размеров и целевого назначения предоставленных земель, за исключением следующих случаев:

1) земельные участки для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств предоставляются администрацией соответствующего района независимо от того, где они расположены;

2) земельные участки для строительства объектов областного, краевого, республиканского, регионального и межрегионального значения предоставляются соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Земли запаса являются государственной (или муниципальной) собственностью, поэтому все мероприятия по их охране, улучшению, выявлению новых территорий для сельскохозяйственного и иного народнохозяйственного освоения, отвода участков в натуре; проведение топографо-геодезических, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий осуществляются за счет средств бюджета.

Использование земель запаса осуществляется в порядке распределения их для государственных, муниципальных, общественных, личных и иных нужд.

Земли запаса, включенные в фонд перераспределения, предоставляются гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, животноводства, дачного и индивидуального жилищного строительства.

В этих случаях земельные участки могут предоставляться в собственность граждан в установленном порядке бесплатно или за плату в пределах установленных норм. Они могут передаваться также по решению местной администрации в аренду для использования в тех же целях.

Часть земель запаса используется гражданами или их объединениями в качестве огородов, для сенокошения и для выпаса скота. В таких случаях земельные участки передаются в краткосрочную аренду (до 5 лет) или в безвозмездное срочное пользование (до 1 года). По истечении указанного срока участки возвращаются в состав запаса.

Земли запаса, не пригодные для сельскохозяйственного использования, могут передаваться предприятиям, организациям, учреждениям в аренду или безвозмездное срочное пользование для различных нужд.

Невостребованные участки земли остаются в составе запаса в качестве резервной территории.

Законодательством Российской Федерации предусматривается как включение в земли запаса различных видов и категорий земель, так и их использование.

В соответствии с Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными про­мышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 555, земли, вы­веденные из хозяйственного оборота в результате консервации, могут пе­реводиться в земельный запас .

На основании Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 12 июля 1993 г. № 659 об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации земель после проведения соответствующей инвентаризации устанавливаются возможность и условия, в частности, передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса.

За счет земель запаса может создаваться целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

По Указу Президента РФ “Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы” от 16 апреля 1996 г.

№ 564 и Постановлению Правительства РФ об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования от 8 июня 1996 г.

№ 667 это фонд создается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по представлению органов земельного кадастра и на основе предложений казачьих обществ.

За счет земель запаса создается земельный фонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев.

Согласно Постановлению Правительства РФ об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования от 14 марта 1995 г.

№ 249 этот фонд создается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для жилищного строительства (как правило, вблизи городов, поселков и сельских поселений), организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

Из этого же целевого земельного фонда могут выделяться участки со­гласно Указу Президента РФ “О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, вы­езжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей” от 2 февраля 1996 г. № 135.

В настоящее время готовится законопроект о резервировании земель для строительства.

Источник: https://studopedia.ru/11_228791_pravovoe-regulirovanie-zemel-rekreatsionnogo-naznacheniya.html

Земли запаса: правовой режим, какие относятся земли, кто ими распоряжается, когда допускается использование земель запаса, форма собственности

Правовой режим земель запаса

Земли у нашего государства много, но, как и каждый рачительный хозяин, государство и муниципалитеты в его лице создают себе резервный земельный фонд, который может предоставляться для использования только в самый ответственный момент и только в интересах его граждан. Земли запаса – это и есть резервный земельный фонд государства и муниципалитетов.

Некоторые категории земли на слуху у всех и их названия, которые сами говорят за себя, указывают на направление использования – сельскохозяйственного назначения и земли поселений, производства. А вот на какие нужды разрешается использование земли запаса, не совсем понятно.

Но в любом случае, чтобы начать использовать запасные территории, их надо перевести в категорию разрешенного землепользования. Особенно много неосвоенных площадей в регионах Сибири Дальнего Востока.

Для их освоения действует государственная программа «бесплатный гектар», по которой эти участки передаются в собственность российским гражданам.

Общие сведения о землях запаса

Поскольку земли резерва являются особым видом территорий, то и режим их использования регулируется в законодательном плане тоже в особом порядке.

Основой для любых действий в их отношении является Земельный Кодекс, а конкретнее – статьи кодекса 103 и 80, предусматривающие права пользователей. Последняя статья устанавливает правила образования резерва земель для последующего их перераспределения.

Относительно перевода резервированной площади в категорию предназначенных для использования, то здесь руководствуются законом «О переводе земель в другую категорию».

На основе федеральных законов разрабатываются и региональные, уточняющие порядок регулирования обращения земельного запаса. А также местные законы определяют и конкретизируют порядок перевода земли для использования в тех или иных целях.

Что такое земли запаса

Понятие о землях запаса содержится в сто третьей статье Земельного кодекса: они образуются участками, по закону выведенными из обращения. К ним могут относиться следующие территории:

  • временно неиспользуемые аграрные земли по причине падения их урожайности;
  • сельхозугодий, не вовлекаемых в эксплуатацию по причине достаточного количества уже обрабатываемых участков, которые обеспечивают потребности как внутреннего, так и внешнего рынка;
  • земфонд лесного хозяйства и неиспользуемые участки с кустарниковыми растениями или запланированные для застройки производственными объектами, коммуникационными сооружениями;
  • площади прудов, озёр и поймы рек, невостребованные из-за негодности в других сферах использования, кроме как в целях отдыха и развлечений.

К землям запаса относятся земли, находящиеся в собственности у государства. По иерархической принадлежности собственности государственного имущества резервные территории делятся на три группы. Это земфонды:

  • общегосударственные – с расположением на них объектов федеративного уровня и территории с приватизированными сооружениями, которые до разгосударствления находились в федеральной собственности, а теперь это право перешло предприятиям;
  • региональные – территории, включённые в границы муниципалитетов, или непосредственно расположенные в контуре субъекта РФ и участки, принадлежавшие до разгосударствления региону;
  • муниципальные – это все участки, не вошедшие в первые две группы.

Использование земель запаса допускается при возникновении острой потребности в них при условии, что их перевод в иную категорию был выполнен согласно правовым нормам и с учётом вероятного направления применения таких участков.

Правила применения резервного фонда земель запаса

Существуют конкретные правила использования государственного резерва и в них строго определено, в каких случаях разрешено использовать ресурсные земли. Без изменения категории земли запаса могут использоваться для следующих нужд:

  • в интересах населения прилегающих территорий, если площадь резервного участка не является закрытой территорией. Пример – по участку течёт река, в ней водится сом и право гражданина его ловить, потому как нет запрета на ловлю такой рыбы. Значит, рыбалка в реке на этой территории разрешена;
  • можно также и охотиться на территории резервного фонда и прогонять через эту площадь стадо домашних животных к местам пастбищ, останавливаться при прогоне запрещено;
  • разрешены и работы по валке сухостойных деревьев без рубки живых деревьев при условии, что такая лесозаготовка производится в форме создания запаса дров для собственного пользования, а не в коммерческих целях.

Этот список исчерпывающий, других вариантов использования собственности без изменения категории и нарушения права нет. А теперь об использовании земли из резервного фонда в другой разряд.

Перевести резервный участок в иную целевую категорию

Регламент перевода территории из разряда резерва в другую группу установлен законодательством РФ. Такой трансферт право разрешает в особых ситуациях:

  • создание национальных парков природы, заповедников и других естественных образований с особо охраняемым режимом природопользования;
  • при возникновении необходимости пересмотра пограничных территорий регионов или муниципалитетов, и в случаях появления вновь созданных административных единиц;
  • если выявляется необходимость приостановить землепользование в связи с истощением ресурса, как, например, при не урожайности;
  • чтобы проложить коммуникации и возвести сооружения при новом строительстве и реконструкции действующих предприятий общественного направления – строительство дорог и подъездных путей, водозаборов и электроподстанций, школ и медицинских центров;
  • строительство оборонных объектов в целях укрепления безопасности в приграничных районах и по всей стране – новейших полигонов и военных городков, других сооружений армейского назначения;
  • вовлечение в эксплуатацию неиспользуемых рудопроявлений с целью их разведки и строительства горнодобывающих предприятий.

В настоящее время другие причины для передачи земель из резерва на основе права не предусмотрены. Такое положение дел будет сохраняться до очередного изменения законодательства.

Чтобы выполнить передачу территорий из запаса, необходимо руководствоваться ФЗ «О переводе земель…». В соответствии с регламентом, изложенным в этом нормативном документе, исполняется передача следующим образом:

  1. Подаётся заявление с просьбой о переводе конкретных участков в другую категорию. Адресуется такое прошение собственнику соответствующего иерархического уровня – государству в лице Правительства, региону в лице его административного органа или в муниципалитет.
  2. Подготавливаются обосновывающие передачу бумаги и справки, подтверждающие законность просьбы, и документы о возможности использования земель запаса в заявленных целях.
  3. В установленный срок пакет собранных документов рассматривается, комиссия выезжает непосредственно на запрашиваемый участок, и принимает решение о переводе земли в разряд заявленной категории или об отказе. Это излагается в виде Постановления административного органа.

При положительном решении производятся соответствующие действия по внесению необходимых изменений в учётные и регистрационные документы на разрешённый участок.

Земли резерва не могут использоваться до передачи в другую категорию без нарушения права, не могут они быть и проданы или переданы гражданам, организациям.

А после оформления законным образом перевода в иную категорию пользования, запреты на действия с участком снимаются, если соблюдается правило использования в установленных целях.

Узнать можно ли строить дачу на земле сельхозназначения, вы можете здесь

Важно! Теперь в течение 1 минуты вы можете выяснить какой из нескольких банков и на каких условиях, выдаст вам ипотеку. Одна заявка полетит сразу в 6 банков! А вам, в худшем случае, придет смс что в ипотечном кредите отказано или перезвонит менеджер банка с одобренным кредитом. Паспорт не нужен.

Одобрение 70% заявок обратившихся. Не устроят условия по ипотеке — откажетесь от получения. Сервис подбора кредита на нашем сайте проверен! Не реклама! САМИ им пользуемся.

Оформить заявку можно кликнув здесь      А оформить заявку на потребительский кредит от 15% годовых, без паспорта можно здесь

Вам также может понравиться

Источник: https://domovik.guru/zemlya/chast-neispolzuemoj-territorii-v-strane-eto-zemli-zapasa.html

Земельное право

Правовой режим земель запаса

Землями запаса являются все земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого для сельскохозяйственного производства (ст. 103 ЗК РФ).

Такое понятие дает нам основание подразделять земли запаса прежде всего на государственные и муниципальные, а государственные земли запаса в свою очередь можно подразделять на земли федерального запаса и земли запаса субъектов Российской Федерации. Такое подразделение объясняется фактом реального существования земель запаса на территориях, находящихся в ведении Российской Федерации, ее субъектов и даже на поселенческих территориях, отнесенных к ведению муниципальных образований.

Понятие «земли запаса», сформулированное в ст. 103 ЗК, содержит двусмысленную оговорку, «за исключением земель фонда перераспределения, формируемого в соответствии со ст. 80 настоящего Кодекса». Становится не вполне ясно, откуда исключается фонд перераспределения, из земель запаса или из земель, не предоставленных гражданам и юридическим лицам.

Регулирование фонда перераспределения в самостоятельной статье Земельного кодекса РФ и исчерпывающий перечень оснований для его формирования только из земель сельскохозяйственного назначения свидетельствуют о самостоятельности фонда перераспределения земель как правовой категории, которую не следует отождествлять с землями запаса. Этот фонд имеет самостоятельный правовой режим, определяющий, в частности, правила его использования.

В отличие от фонда перераспределения, который может использоваться только для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей (ст. 78 3К РФ), использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

Значительное количество земель запаса сосредоточено в отдаленных, малоосвоенных районах Российской Федерации (на Дальнем Востоке, в Сибири и др.). Кроме того, земли запаса имеются также во всех районах европейской части России.

Они могут переводиться во все предусмотренные земельным законодательством категории для использования в целях развития разных отраслей экономики и предоставляться гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством.

Как правило, земли запаса — это территории земельной поверхности, в силу каких-либо обстоятельств не использующиеся в хозяйственной деятельности.

Нахождение в запасе — это «время ожидания своего часа», которое наступит, когда обществу для его многоцелевых нужд станут необходимы свободные земли. Территориальное размещение земель запаса является переменной категорией.

Площадь земель запаса в силу различных оснований периодически уменьшается либо иногда возрастает.

Будучи временно невостребованными для хозяйственной деятельности либо гражданского оборота, земли запаса не могут считаться ничейными, бросовыми.

У них имеется собственник — Российское государство в целом либо отдельный субъект Федерации или муниципальное образование.

Это означает, что данные земли граждане и юридические лица не могут занимать без надлежащих правовых оснований, т.е. самоуправно.

Между тем на практике земли запаса нередко используются временно, случайными пользователями, например гражданами, проживающими на соответствующей территории.

Местные органы власти мирятся с этим, поскольку земельные участки не используются под капитальные сооружения. Огороды же, которые на них традиционно располагаются, не создают у местных органов каких- либо хозяйственных проблем.

Если земельный участок потребуется для государственных или муниципальных нужд, то он занимается без возмещения затрат нелегальным пользователям.

Фактическое занятие и использование земель по законодательству признается административным правонарушением и не может рассматриваться как основание для правообладания земельным участком.

Нарушители, помимо привлечения к установленным видам юридической ответственности, не приобретают права на возмещение затрат, произведенных в результате самовольного использования земель запаса (п. 2 ст.

76 ЗК РФ).

Земли запаса, являясь государственной или муниципальной собственностью, подлежат государственному земельному учету. Сведения о них заносятся в кадастровую документацию. С заявлением об их учете должны обращаться государственные или муниципальные органы, в введении которых находятся названные земли.

Не могут считаться землями запаса участки, собственники или законные пользователи которых оставили их без надзора и использования, продолжая являться законными правообладателями по земельно-кадастровой документации. Лишь после того как в названную документацию будут внесены соответствующие изменения об отказе от земельного участка, он может быть зачислен в состав земель запаса.

Земли запаса как временно не используемые для хозяйственной деятельности участки по этому признаку сходны с землями, исключенными из хозяйственного оборота в целях их консервации. Но этим их сходство исчерпывается.

Консервация земель, или их временное исключение из хозяйственного оборота, осуществляется для предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации загрязненных территорий.

Однако земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, сохраняются за их собственниками, землепользователями, землевладельцами (при создании ими необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель) либо переводятся в запас (Положение о консервации земель с изъятием из оборота, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 830). Недеградированные земли запаса имеют иную судьбу.

Земли запаса находятся в ведении местных органов самоуправления.

Они ведут учет земель данной категории, следят за их охраной, предупреждают местных жителей о сроках перевода земель запаса в другие категории земель в целях интенсивного использования для государственных и муниципальных нужд.

С этого момента решается вопрос о переводе земель запаса в соответствии с их разрешенным использованием в другую категорию по правилам земельного законодательства (ст. 8 ЗК РФ).

Источник: https://isfic.info/gorelik/kodolo70.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.