Производственное предприятие на используемом им земельном участке

Контрольная работа по дисциплине: Земельное право

Производственное предприятие на используемом им земельном участке

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Промышленно-экономический колледж»

(СПб ГБОУ СПО «ПЭК»)

Контрольная работа

по дисциплине : Земельное право

Выполнила студентка гр. 42604

специальность 21.02.05

Земельно-имущественные отношения

________________

Проверила

________________ Е.

Санкт-Петербург

2014

Задача № 1.

Индивидуальный предприниматель Н.

, проживающий в одном из населенных пунктов городского типа, обратился в соответствующие государственные органы по месту жительства об изменении статуса своего земельного участка, находящегося в частной собственности, относящегося к категории земель сельскохозяйственного значения,) целевое использование – ведение личного подсобного хозяйства. На данном земельном участке он запланировал строительство кафе и зоны отдыха для клиентов. Администрация в этом ему отказала.

Правомерен ли отказ администрации? Оцените перспективы обжалования отказа органов государственной власти в судебных инстанциях всеми участниками спора. В каком случае возможен перевод таких участков в иную категорию и какие документы для этого потребуются?

Ответ: Правомерен, в случае если у Администрации есть основания для отказа в соответствии со ст.4 ФЗ от 01.01.2001№ 000 ФЗ. Согласно статьи 30 Градостроительного Кодекса виды разрешённого использования ЗУ определяются в градостроительном регламенте, входящим в состав ПЗЗ. Перевод ЗУ в иную категорию не требуется, достаточно изменение разрешённого вида использования для создания зоны отдыха.

Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель из одной категории в другую определен ст3 ФЗ от21.12.2004 . В ст.2 ФЗ -ФЗ указан перечень документов, необходимых при подаче ходатайства.

Если собственником ИП Н. были соблюдены все необходимые действия и он получил отказ, он вправе обратиться в суд и обжаловать незаконные действия Администрации в соответствии со ст.255 ГПК РФ.

Задача № 2.

Производственное предприятие на используемом им земельном участке самостоятельно, без оформления разрешительной документации возвело два кирпичных склада.

Орган архитектурно-строительного надзора предъявил требование предприятию о сносе возведенных построек, мотивируя свое требование тем, что в соответствии с генеральным планом развития города предприятие подлежит выводу за пределы города, а земельный участок им занимаемый – изъятию и последующему предоставлению под жилищное строительство. Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании права собственности на возведенные постройки.

Каков порядок осуществления застройки используемых земельных участков? Изменится ли ситуация, если земельный участок был выкуплен предприятием в процессе приватизации?

Ответ: Порядок осуществления застройки используемых земельных участков определен градостроительным регламентом в соответствии со ст.30, 31 Градостроительного Кодекса Российской Федерации: Правила землепользования и застройки, порядок подготовки проекта ПЗЗ и пр.

Если земельный участок был был выкуплен предприятием в процессе приватизации, то организация вправе обратиться в суд о признании права собственности на самовольные постройки. Кроме того изъятие земельных участков определёно ст.

49, 55 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Задача № 3.

Домовладелец Крюков обратился в администрацию города с заявлением о переоформлении используемого им земельного участка площадью 0,2 га в собственность.

В администрации ему предложили передать в собственность земельный участок площадью 0,1 га, поскольку деревня, на территории которой располагается земельный участок, год назад вошла в состав города и градостроительной документацией не предусмотрено использование в данном месте земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. Кроме того, норма предоставления для индивидуального жилищного строительства в городе установлена в размере 0,1 га.

Правомерен ли отказ в переоформлении в собственность всего земельного участка? Решите дело.

Ответ: Отказ считаю неправомерным, так как домовладельцу Крюкову земельный участок был предоставлен до введения Правил землепользования и застройки и включения деревни в статус города.

В соответствии со ст.422 Гражданского Кодекса Российской Федерации, договорные отношения, возникшие до вступления в действие правовых актов, обратной силы не имеют.

Домовладелец Крюков вправе обратиться в суд.

Задача № 4.

ОАО “Парадиз” приобрело по договору мены у гражданина Адамчука земельный участок площадью 0,48 га для жилищного строительства. На земельном участке, произрастали сосны и ели, которые сотрудники и использовали для возведения нескольких беседок на земельном участке.

Затем расположенный на земельном участке жилой дом был снесен. Земельный участок был разделен на шесть частей и на каждой был возведен деревянный жилой дом. Земельный участок планировалось использовать как базу отдыха и сдавать в аренду на весенне-летний период.

В соответствии с градостроительным регламентом разрешенное использование земельного участка – жилищное строительство.

Правомерны ли действия собственника земельного участка? Изменено ли целевое назначение земельного участка? Изменяется ли разрешенное использование земельного участка?

Ответ: Права собственников земельных участков определены ст.40 Земельного Кодекса Российской Федерации. Определение состава земель РФ прописано в ст7 ЗК РФ, ст.8 ЗК РФ указано отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую.

Следовательно, действия собственника правомерны, изменение целевого назначения в данном случае не требуется.

Любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных решений и согласований и процедур согласования.

Задача № 5.

Гражданин Ермишкин в связи с реорганизацией получил земельный участок в собственность для ведения крестьянского хозяйства. Он захотел подарить часть земельного участка брату для ведения личного подсобного хозяйства, а часть продать коммерческой фирме для организации туристического центра.

Вправе ли собственник совершать указанные действия.

Ответ: Собственник вправе совершить указанные действия после проведения необходимых процедур. Во-первых необходимо провести раздел земельного участка, определить границы, поставить на кадастровый учёт 2 самостоятельных земельных участка, получить свидетельства о государственной регистрации, после этого можно продать, подарить и пр.

После отчуждения новые собственники должны использовать земельные участки в соответствии со ст.77, 78, 79 главы XIV Земли сельскохозяйственного назначения, ст.7, 8 ЗК РФ и др.

Задача № 6.

Группа граждан Германии обратилась в мэрию г. Неймана Калининградской области с просьбой предоставить им земельные участки для строительства жилых домов и дач на землях, находящихся в ведении города.

Решением администрации просьба была удовлетворена: земельные участки были предоставлены на условиях аренды. Такое решение не устроило заявителей, изъявивших желание стать собственниками земельных участков, и они обжаловали его в судебном порядке.

Прокурор города также опротестовал решение администрации, считая, что под видом аренды фактически произошел возврат земли бывшим ее собственникам-иностранцам.

Подлежат ли удовлетворению иски граждан Германии и протест прокурора?

Ответ: Иски граждан Германии и протест прокурора не подлежит удовлетворению, так как Администрация руководствовалась ст.

15 ЗК РФ, в которой прописано, что иностранные граждане не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящиеся на приграничных территориях РФ в соответствии с федеральными законами. В указе президента РФ от 01.01.

2001 №26 представлен перечень приграничных территорий, в которую входит Калининградская область, Неманский муниципальный район, следовательно в соответствии со ст 22 ЗК РФ предоставление земельных участков иностранным гражданам возможно на праве аренды.

Задача № 7.

ОАО “КАСКАД” обратилось за выкупом земельного участка площадью 9000 кв. м. под зданием, приобретенным на основании договора купли-продажи. В оформлении плана земельного участка площадью 9000 кв. м.

органом архитектуры и градостроительства и комитетом по земельным ресурсам и землеустройству было отказано и предложено произвести формирование земельного участка в соответствии с нормами предоставления земельных участков.

В соответствии со строительными нормами и правилам норма предоставления земельных участков для возведения такого типа строений составляет 6500 кв. м. ОАО “КАСКАД” не согласилось с уменьшением площади земельного участка.

Правомерны ли действия органа архитектуры и градостроительства и комитета по земельным ресурсам и землеустройству? Какими правами обладает защиты своих интересов?

Ответ: Отказ считаю неправомерным, так как , земельный участок был предоставлен до введения Правил землепользования и застройки и до введения в действия градостроительного регламента. В соответствии со ст.422 Гражданского Кодекса Российской Федерации, договорные отношения, возникшие до вступления в действие правовых актов, обратной силы не имеют.

вправе обратиться в суд.

Задача № 8.

Сельскохозяйственный кооператив передал в аренду промышленному предприятию 50 га пашни из состава принадлежащих ему земель для ведения подсобного хозяйства сроком на 10 лет. 80 га сельскохозяйственных угодий были внесены в качестве вклада в уставной капитал совместного предприятия, которое было создано для строительства и последующей эксплуатации туристического комплекса.

Оцените правомерность передачи в аренду и в уcmaвный капитал земель Кооператива?

Ответ: Да, правомерно. На основании п. 5 ст.

22 ЗК РФ арендатор земельного участка вправе внести свои права и обязанности по договору аренды в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка. Согласно п. 6 ст. 22 ЗК РФ арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон — арендаторов земельных участков, имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные ЗК РФ.
Таким образом, при соблюдении ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, права аренды и субаренды земельных участков могут быть использованы для оплаты акций, распределяемых среди учредителей акционерного общества при его учреждении, а также оплаты долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. Особенность арендных прав как вклада в уставный капитал хозяйственных обществ заключается в том, что права вносятся в виде вклада на определенный срок, который ограничен сроком договора аренды. При внесении учредителем в уставный капитал права аренды земельного участка к организации переходят как права, так и обязанности по договору аренды на определенный срок.

Источник: https://pandia.ru/text/80/284/36905.php

Контрольная работа по

Производственное предприятие на используемом им земельном участке

ВАРИАНТ 3.

Задача 01. Производственное предприятие на используемом им земельном участке самостоятельно, без оформления разрешительной документации возвело два кирпичных склада.

Орган архитектурно-строительного надзора предъявил требование предприятию о сносе возведенных построек, мотивируя свое требование тем, что в соответствии с генеральным планом развития города предприятие подлежит выводу за пределы города, а земельный участок им занимаемый – изъятию и последующему предоставлению под жилищное строительство. Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании права собственности на возведенные постройки. Каков порядок осуществления застройки используемых земельных участков? Изменится ли ситуация, если земельный участок был выкуплен предприятием в процессе приватизации? Решите дело.

Решение.

В соответствии с ч.2 ст.

85 Земельного Кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Согласно ч.17 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Если у данного производственного предприятия возведенные два кирпичных склада являются строениями вспомогательного использования, то разрешение на их возведение и не требовалось. Однако же если данные строения не подходят под перечень, указанных в ч.17 ст. 51 Градостроительного Кодекса, то разрешение на их возведение  необходимо было получить.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.

В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 – 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации 

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

К заявлению может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных документов.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям.

В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Обратившись в Арбитражный суд, предприятие может отстоять свои права на возведенные строения. В соответствии со ст.

222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

По общему правилу, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Однако,  право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Поэтому если  предприятие выкупило земельный участок в процессе приватизации, то строения на принадлежащем на праве собственности земельном участке будут признаны собственностью предприятия. При этом, возведенные склады предприятием не нарушают права и интересы других лиц, не создает угрозу для жизни и здоровья граждан, что должно подтверждаться техническим заключением.

Требование органа архитектурно-строительного надзора к предприятию о сносе возведенных построек, мотивируя свое требование тем, что в соответствии с генеральным планом развития города предприятие подлежит выводу за пределы города, а земельный участок им занимаемый – изъятию и последующему предоставлению под жилищное строительство являются незаконными. Поскольку статья 49 Земельного Кодекса РФ регламентирует изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд. А именно: изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;

2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

объекты использования атомной энергии;

объекты обороны и безопасности;

объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;

линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;

автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов;

3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 Земельного Кодекса.

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_51/kontrolnaya-rabota-po-zemelnomu-pravu/138032.1865497.page1.html

Земли промышленного назначения и виды разрешенного использования

Производственное предприятие на используемом им земельном участке

Территория в населённых пунктах и вокруг них разделена на зоны. Каждая имеет своё назначение, это сделано для удобства планирования застройки.

Освоение части земель муниципалитеты оставляют за собой, остальные территории можно взять в аренду или выкупить под свои нужды. Главное, чтобы цель совпадала с назначением конкретного участка.

Земли промышленного назначения отводятся под строительство промышленных объектов, заводов, перерабатывающих предприятий. По закону эти зоны должны находиться за пределами населённых пунктов.

Разновидности земель промназначения

Промзоной может стать земля, непригодная для возделывания и выращивания, для проживания. Эти объекты должны находиться вдали от жилых зон. Однако, часто можно увидеть промзону, окружённую городскими постройками.

Так случается, потому что строительство жилых домов идёт намного интенсивнее, чем промышленное освоение территорий. Тем не менее, обязательной остаётся санитарная зона вокруг предприятия.

В некоторых городах расселяли целые кварталы в связи с тем, что они оказались в санитарной зоне завода по новому законодательству. Людям предоставлялось другое жильё, а дома сносились или определялись под офисные помещения.

Участок земли может быть выделен только под определённые цели.

Виды разрешенного использования:

  • возведение производственных помещений: цехов, боксов, складов под нужды предприятия;
  • разработка месторождений руд, ценных пород, газа, нефти;
  • химические, бактериологические предприятия, металлургические заводы;
  • горно-обогатительные предприятия и добыча полезных ископаемых;
  • возведение объектов атомной отрасли;
  • постройки для нужд обороны;
  • возведение объектов космической отрасли;
  • под транспорт и коммуникации.

Законодательство о специальных зонах

Регулирует правовые отношения, связанные с освоением и передачей прав на промышленные зоны Земельный Кодекс. Этому посвящена 16 глава. Помимо основного закона каждый регион разрабатывает свои правила и нормативы.

Общие принципы налогообложения промзон отражены в ст.394 НК РФ. Промышленность на территории страны развивается с разной интенсивностью: одни субъекты РФ живут за счёт предприятий, другие практически ничего не производят, не добывают и не интересны отраслям.

Поэтому где-то налог выше, где-то ниже для стимулирования экономики региона.

Требования к расположению промзон достаточно жёсткие: регламентируются размеры, положение на местности.

Постоянно наблюдается дефицит земель специального назначения, но в законодательстве предусмотрена возможность перевода участка из одного вида в другой. Главное условие – доказать целесообразность и острую необходимость в этом.

Доказательства собирает заинтересованная сторона: потенциальный покупатель или арендатор. Иногда необходимость в этом возникает и у самих муниципалитетов.

По закону владелец участка в промзоне обязан:

  • осуществлять охрану окружающей среды вокруг предприятия;
  • следить за сохранностью меток, обозначающих поворотные точки координат участка;
  • использовать земли в соответствии с санитарными нормами региона;
  • своевременно совершать все платежи за землю;
  • не оставлять территорию без освоения.

Сделки по землям спецназначения

Как и любой участок земли, промышленные зоны можно продавать, покупать, арендовать. Быть владельцем подобного надела может физическое или юридическое лицо, постоянно проживающее или зарегистрированное на территории РФ. В качестве арендатора могут так же выступать иностранные граждане и организации. Земли, на которые пока не нашёлся покупатель, принадлежат муниципалитету.

Собственность

По общему правилу владелец участка вправе делать с ним любые действия в рамках закона:

  • осваивать;
  • продавать;
  • расширять границы за счёт покупки соседних участков такого же назначения;
  • обменивать;
  • дарить и передавать по наследству;
  • сдавать в аренду.

Сложность заключается в ограничениях прав собственника на освоение участка. Оно должно происходить в соответствии с назначением территории.

Если земля запланирована под строительство производства, на ней нельзя развернуть возведение и эксплуатацию автосервиса с АЗС. Покупая участок в промзоне, будущий владелец должен это чётко понимать.

Постройки, не относящиеся к цели, указанной в кадастровом паспорте, придётся снести, так как узаконить их будет сложно.

В некоторых случаях возможен перевод земли из одной цели в другую, но обычно это дорого и нецелесообразно.

Аренда

Арендовать землю можно как у собственника, так и у государства. В первом случае ответственность за возникшие постройки останется на владельце участка. Это отражается в договоре.

Если арендодателем выступает муниципалитет, цель аренды указывается ещё в заявке, затем в договоре.

После получения прав на использование земли в промзоне арендатор обязан следовать всем пунктам соглашения: возвести оговоренное здание в срок, провести коммуникации, освоить землю в соответствии с назначением.

Какие сооружения законно возводить в промзоне

Строительство любого сооружения нельзя начинать без:

  • проекта;
  • разрешения на строительство;
  • сметы и бюджета.

Даже если земля находится в частной собственности, разрешение на возведение объекта необходимо получить. Здание должно соответствовать категории земли и целевому назначению территории.

Запрещены к возведению на промышленной земле:

  • жилые здания: малоэтажные и крупные;
  • объекты социального характера: школы, больницы, интернаты;
  • объекты культурного характера: музеи, выставки и тд.

На все постройки, не соответствующие регламенту, будет вынесено постановление (обычно судебное) о сносе, а владелец понесёт административную ответственность (штраф).

Смена категории участка

В каких случаях возникает необходимость изменения вида разрешенного использования участка:

  • собственник предприятия хочет расширить производство, но его участок граничит с землями из других категорий: ИЖС, СНТ, сельхоздеятельность и тд;
  • собственник участка ИЖС хочет продолжить строительство жилых зданий, но соседний участок относится к категории промышленных земель.

Смена возможна и в том, и в другом случае. Практика показывает, что изменить назначение с промышленного на любое другое проще, чем наоборот, определить участок под промышленные цели.

Сменить категорию возможно только при доказанной острой необходимости и выполнении всех условий, выставленных государством.

Возможно, понадобится:

  • доказать, что земля для сельского хозяйства не пригодна, так как её ресурсы истощены;
  • убедить, что в данном районе невозможно или нецелесообразно строить объекты жилого и социального назначения;
  • провести дополнительные процедуры: восстановить рельеф, обогатить землю, провести инженерные коммуникации и тд. Всё это инициатор перевода должен не только предоставить на планах, но и сделать на местности прежде, чем земля сменит категорию.

Порядок перевода таков:

  1. предоставить данные об участке в Земельный Комитет, заявку на смену категории, обоснования для этого;
  2. выполнить все требования по подготовке участка к переводу;
  3. согласовать строительство каждого объекта в соответствии с новым целевым назначением земли.

Можно изменить только целевое назначение: промзону, выделенную под фабрику, перевести в землю для автобазы и хранения нефтепродуктов. Принцип тот же: обосновать необходимость, подкрепить фактами, выполнить указания Земельного Комитета.

Скачать образец ходатайства о переводе земель в другую категорию.

ЗК вправе отказать владельцу участка в исполнении заявки. Тогда собственнику остаётся:

  • осваивать землю по назначению;
  • не расширять производственные мощности за счёт соседних наделов, а покупать участки в других районах;
  • отказаться от владения: продать или реквизировать.

Реквизиция

Этим понятием именуется передача промзоны во владение государства. Переход может быть добровольным, по инициативе собственника, либо по принуждению – по необходимости государства.

Реквизиция может коснуться любых участков. Однако, чаще всего затрагивает именно промзону. В рамках этого процесса ограничивается или прекращается право распоряжения у частного собственника, оно переходит муниципалитету.

Основания для реквизиции:

  • решение суда;
  • заключено межнациональное соглашение;
  • на данной территории необходимо возвести объекты, отвечающие за безопасность государства, объекты федерального значения (автомагистраль, аэропорт или ж/д станция и тд);
  • иные причины: аргументированные и не нарушающие законодательство.

В большинстве случаев реквизиция лишает владельца прав на земельный надел навсегда. Изредка выносится постановление о временном ограничении этих прав. В этом случае оговаривается срок ограничения, владелец получает компенсацию, а по окончании срока право распоряжения возвращается.

Налог на промзону

Участки промышленного назначения в собственности облагаются налогом. Его размеры определяет Налоговый Кодекс и региональные законодательные документы.

По данным НК платить в казну за промзону обходится значительно дороже, чем, например, за сельскохозяйственный надел или землю под жилые кварталы. Связано это в первую очередь с экологией. Любое производство, так или иначе, влияет на окружающую среду: обедняет землю вокруг, снижает показатели чистоты воздуха. Кроме того, близость предприятий делает дешевле соседние участки.

Федеральный налог на промземли составляет 1,5% от кадастровой цены участка. Учитывая, что кадастровая стоимость таких земель высока, то налог получается значительным. В некоторых регионах местные законодательные акты снижают налоговую ставку в целях развития промышленности. Но налог всё равно остаётся высоким.

В случае, если кадастровая стоимость превышает рыночную, собственник может обратиться в суд, чтобы инициировать пересмотр этого значения. Так можно существенно снизить налоговую ставку.

Земли промышленного назначения собственники стремятся освоить как можно быстрее, чтобы они приносили доход и перекрывали расходы.

Заключение

Участки под производства и отраслевую деятельность могут быть разными по размеру: от небольших до огромных территорий. Всё зависит от ландшафта. Минимальный размер устанавливается для каждого участка отдельно, исходя из его целевого планирования.

Цены на участки зависят от наличия прямых асфальтированных подъездов, водоснабжения, электричества и т.д. Чем больше коммуникаций – тем выше цена. Арендная плата так же зависит от этих параметров, так как она рассчитывается из кадастровой стоимости.

Государство с особенным вниманием относится к промышленным землям, так как от них зависит экологическое и экономическое будущее регионов.

Источник: https://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/zemli-promyshlennogo-naznacheniya/

Земля промышленного назначения: что это, нюансы, как оформить

Производственное предприятие на используемом им земельном участке

Производство стремительно развивалось из небольших мастерских в крупные заводы и фабрики.

Со временем возникла необходимость в внесении в земельное законодательство отдельную категорию территорий государства – земли промышленного назначения.

Расскажем в статье, какие участки признаются промышленными, как их можно купить, продать, арендовать и застроить и о других нюансах земель этого целевого назначения.

Земли промназначения: что это такое?

Земли промышленного назначения – это территории, которые располагаются за пределами населенных пунктов, и предназначаются для обеспечения производственной деятельности юридических лиц, а также для целей эксплуатации промышленного оборудования. На землях промназначения находятся цеха, помещения заводов и фабрик, постройки для администрирования производства и другие здания, необходимые для работы предприятий.

Подробное описание земель промышленного назначения содержится в главе 16 Земельного кодекса РФ. Ею же регулируется организация производства на таких территориях. В некоторых вопросах можно опираться на ст. 7 и ст. 78 ЗК РФ, а также местное законодательство.

Цель использования участков промназначения может быть разной, поэтому законодательно было выделено семь возможных видов разрешенного использования такой земли.

  1. Участки для размещения производственных мощностей и построек.
  2. Территории, предназначенные для добычи полезных ископаемых.
  3. Земля для обеспечения транспортного сообщения.
  4. Участки, предназначенные для размещения объектов атомной энергетики.
  5. Территории обороны и безопасности.
  6. Участки для размещения различных коммуникаций.
  7. Земли, предназначенные для космической деятельности.

Передача земельных участков под промышленное производство происходит через местную администрацию. При этом оцениваются целесообразность производственного расположения, характеристики земли и рельефа, а также приближенность участка к путям транспортного сообщения и населенным пунктам.

Промышленная земля не может располагаться вблизи объектов, предназначенных для жилья.

Какую площадь может иметь земля под промышленную застройку? Это зависит от вида разрешенного использования, нормативов производства (для каждой отрасли они индивидуальны), а также от технической документации на конкретный объект промышленной застройки.

Экономика стремительно развивается, поэтому наблюдается нехватка промышленных земель. Эта проблема решается за счет изменения категории земельных участков.

Земли промышленного назначения: продажа, покупка, аренда

Собственником земли промышленного назначения может быть частное лицо, организация, государство или муниципалитет. С этими территориями можно осуществлять любые действия, допустимые законодательно. В отношении участков промназначения могут быть заключены договора аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования, дарения и другие возможные соглашения, касающиеся недвижимого имущества.

Единственная серьезная проблема, с которой могут столкнуться желающие купить земли промышленного назначения – установленный вид разрешенного использования. Например, если участок предназначен для размещения складов, предприниматель не сможет построить на этой территории станцию техобслуживания или заправку для автомобилей.

На что еще следует обратить внимание, прежде чем купить или взять в аренду промышленную землю? В первую очередь, на характеристики самого участка и наличие необходимых коммуникаций. При отсутствии газа, электросети, водоснабжения, канализации и связи земля промназначения может стоить недорого.

Однако, если подумать о дальнейшем сопутствующем строительстве и согласовании разрешений на него в госучреждениях, может оказаться, что покупка земли не выгодна и с точки зрения финансов, и со стороны необходимых временных затрат (получение разрешения на строительство – длительный процесс, может продолжаться до года).

Что можно строить на землях промышленного назначения?

На земельных участках промышленного назначения разрешено строительство объектов, если это не противоречит виду разрешенного использования территории. Запрещается строить на таких участках жилые дома.

Однако города и сельские поселения разрастаются из года в год. Часто бывает так, что жилая застройка пересекает промзону. До какого-то времени проблем с законом может и не возникнуть, но, а что если предприятие-собственник промышленной земли решит расширить производство или провести дополнительные коммуникации?

Юридически есть один выход из подобной ситуации – смена категории земельного участка. Например, жилая застройка возможна, если территория относится к землям сельскохозяйственного назначения или населенных пунктов.

Важный момент – при изменении категории земли обращайте внимание на вид разрешенного использования. От этого напрямую зависит возможность строительства жилья.

Изменение категории промышленной земли

Вопросы, касающиеся смены категории земельных участков, регулируются ФЗ № 172 от 21.12.2004 г., а также ЗК РФ.

Перевод земель в промышленные – достаточно сложная процедура. Другое дело, когда необходимо произвести обратное изменение. При переводе земель промышленного назначения в другую категорию существует только два ограничения.

  1. Постройки, расположенные в промышленной зоне, подлежат сносу. В этом случае для изменения категории потребуется проект рекультивации. Та же особенность в ситуации, когда участок загрязнен или нарушен.
  2. На промышленных землях нарушен почвенный слой. В этой ситуации потребуется не только согласовать проект рекультивации, но и произвести весь перечень предполагаемых работ.

Сложности возникают, когда необходимо перевести земли сельскохозяйственного назначения в промышленные.

Это возможно лишь в исключительных случаях, а в некоторых ситуациях законодательно говорится о недопустимости перевода.

Единственная причина, по которой может быть разрешено изменение категории – неоспоримые доказательства утраты участком с/х назначения полезных свойств, необходимых для хозяйствования.

Переход земель промназначения в собственность государства

При определенных обстоятельствах земля производственного назначения может перейти в собственность государства. Законодательно допускается изъятие земли лишь в следующих случаях:

  • выполняются соглашения международного характера;
  • происходит реконструкция или строительство федеральных (местных) объектов обороны, безопасности, энергетики, транспорта и иных коммуникаций;
  • если участок промназначения изымается в соответствии с судебным постановлением;
  • при наличии других обоснованных причин, не противоречащих федеральному законодательству.

Процесс перехода земель промышленного назначения в собственность государства регулируется ст. 49-51 ЗК РФ. Право собственности физического лица или организации может быть не только полностью прекращено, но также временно ограниченно.

Временная реквизиция возможна в особо критических ситуациях. В последствии законному владельцу выплачивается компенсация, а земля возвращается обратно в собственность.

Налог на участки промназначения

Земельное налогообложение регулируется главой 31 НК РФ. Ставка по налогу на земли промышленного назначения, согласно ст. 394 НК РФ, равна 1,5 % от кадастровой стоимости участка. Это выше, чем на земли сельхоз назначения и на участки населенных пунктов. На местном уровне могут быть введены понижающие коэффициенты.

Практикующими юристами отмечается, что на земли промышленного назначения зачастую устанавливается завышенная кадастровая стоимость. Иногда она даже превышает рыночную. При выявлении очевидного завышения собственник может обратиться в судебные органы с целью снижения стоимости.

Источник: https://estatelegal.ru/zemelnoe-pravo/voprosy-po-zemle/chto-takoe-zemlya-promyshlennogo-naznacheniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.